«Сижу в маленькой коробке»: как отбывают пожизненные сроки известные убийцы

Новозеландцы хотят избавиться от приговоренного террориста, а Брейвик недоволен условиями содержания

Новозеландский суд приговорил 27 августа к пожизненному заключению ультраправого террориста Брентона Тарранта, устроившего в марте 2019 года бойню в мечетях города Крайстчерча, в результате которой погибли более 50 человек. Самый суровый в современной истории Новой Зеландии приговор не предусматривает возможности досрочного освобождения осужденного. «МК» решил вспомнить, как отбывают свои сроки самые известные в мире террористы.

Новозеландцы хотят избавиться от приговоренного террориста, а Брейвик недоволен условиями содержания

Содержать террориста в тюрьме – дорогостоящее дело

Вынесенный «крайстчерчскому стрелку» приговор гарантирует, что Таррант умрет за решеткой. Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн заявила, что преступление Тарранта было таким преступлением, которого ее страна «никогда не видела раньше, и такого приговора мы никогда раньше не видели».

«Я почувствовала облегчение, узнав, что этот человек никогда не увидит света», - сказала глава новозеландского правительства. – Сегодня я надеюсь, что это последний день, когда у нас есть причина услышать или произнести имя этого террориста. Он заслужил жизнь в полной и абсолютной тишине».

До суда Таррант был изолирован от других заключенных. С одной стороны, есть для него как убийцы мусульман и приверженца идеи превосходства белой расы существует опасность со стороны других заключенных. С другой стороны, он может представлять интерес для контактов со стороны его единомышленников, как находящихся в заключении, так и тех, кто живет на свободе. Между тем, декларируемая политика новозеландских властей – сделать все, чтобы имя убийцы десятков людей было вычеркнуто из памяти и оказалось бы погруженным в полнейшую тишину (премьер-министр Джасинда Ардерн пообещала, что никогда не назовет имени террориста).

Но эта тишина дорого – в прямом смысле – стоит. Содержание Брентона Тарранта в оклендской тюрьме Пареморемо, единственном специализированном учреждении строгого режима в стране, с учетом особых мер безопасности обходится налогоплательщика в 4930 новозеландских долларов (примерно 3250 долларов США) в день. И только первые два года его заключения оцениваются в 3,59 миллиона новозеландских долларов (2,37 миллиона американских долларов).

По оценкам экспертов, помимо собственно охраны «особые» расходы по содержанию за решеткой террориста могут включать камеры видеонаблюдения, рентгеновские аппараты, системы сигнализации, систему обысков как для охранников, так и для посетителей, а также камер на предмет контрабанды.

Несмотря на то, что в ожидании судебного приговора террориста содержали в оклендском следственном изоляторе с повышенными мерами безопасности, в системе охраны явно обнаружились бреши. Иначе как Брентону Тарранту удалось бы в прошлом году передать на волю письмо с пропагандой своих взглядов некоему стороннику в России. Послание на шести страницах было выложено на интернет-платформе, регулярно используемой сторонниками ультраправых экстремистских взглядов. В адресованном некоему Алану письме содержится подробное описание пребывания Тарранта в России – включая упоминания о городах «Золотого кольца». По утверждениям «новозеландского стрелка», он провел в России в сентябре 2015 года несколько недель. В своем послании Таррант высказал уверенность, что мир ждет «серьезный конфликт», «по всей видимости, большое кровопролитие».

Сам факт попадания в Интернет письма из тюрьмы от самого известного в Новой Зеландии террориста, убившего 51 человека, вызвал скандал.

Как выяснилось в августе прошлого года, Таррант, находясь в тюрьме, получил десятки писем. Часть из них были доставлены адресаты, другие заблокированы. Представитель пенитенциарного заведения признал, что эти письма представляют собой своего рода «почту от фанатов».

Находясь в одиночном заключении до вынесения приговора, Таррант также имел право получать печатную подборку ежедневных новостей – о спорте, погоде и так далее. Заключенному дали возможность поддерживать физическую форму; ему было разрешено выходить на воздух не менее часа в день в небольшом закрытом дворе, который он может использовать для упражнений. К Тарранту разрешили доступ двух утвержденных посетителей – членов его семьи. И еще ему было разрешено звонить по телефону раз в неделю.

С учетом того, что «новозеландский стрелок» на самом деле выходец из австралийского штата Новый Южный Уэльс, власти Страны киви не прочь передать заключенного в руки пенитенциарной системы Страны кенгуру. Министр иностранных дел Новой Зеландии Уинстон Питерс выступил с предложением, чтобы Таррант отбывал назначенное ему наказание на своей родине.

В Канберре к такой инициативе отнеслись без энтузиазма, однако австралийский премьер Моррисон дал понять, что подобного варианта нельзя исключать: «Я знаю, что все австралийцы и новозеландцы хотят видеть этого персонажа взаперти, чтобы никогда больше не увидеть свет - я согласен с этим... Мы открыты для этого обсуждения».

Но генпрокурор Австралии Кристиан Портер предупреждает, что юридической базы для экстрадиции Тарранта обратно на родину нет. Чтобы произошел перевод Тарранта из новозеландской тюрьмы в австралийскую, необходимо внести некоторые изменения в правовые договоренности между Канберрой и Веллингтоном, поскольку между двумя странами нет соглашения о переводе заключенных.

Другой вариант – заключить одноразовое соглашение специально для случая Брентона Тарранта.

В любом случае, считают юристы, в случае передачи в Австралию Таррант должен был бы отбыть такое же пожизненное заключение без права досрочного освобождения – как это предусмотрено вынесенным в Новой Зеландии приговором.

Брейвик в тюрьме стал Хансеном

Убивавший людей в мечетях Крайстчерча Таррант транслировал в прямом эфире свои преступления в Интернете – его действия уже стали моделью для других террористов. Сам же он, судя по всему, в качестве примера имел устроившего бойню в Норвегии Брейвика.

То, как сидит в тюрьме «норвежский стрелок» Андерс Беринг Брейвик, давно стало притчей во языцех. Тюрьма есть тюрьма, но многие то ли в шутку, то ли всерьез говорят, что «махнулись» бы с Брейвиком жилплощадью: террористу толерантная Норвегия отвела трехкомнатный «нумер».

И тем не менее убийца 77 человек, приговоренный в 2012 г. к 21-летнему тюремному заключению, не раз выказывал недовольство условиями содержания, называя их «негуманными». (Правда, 21 год – это еще не все, срок содержания под стражей для Брейвик а может быть и продлен, если суд сочтет, что он представляет обществу угрозу.) В частности, ему не нравится, что его держат в течение 22-23 часов в сутки в изоляции от других заключенных.

Адвокат Брейвика заявлял, что его клиент «психически возбудим» из-за условий содержания в тюрьме.

Напомним, что в июле 2011-го Брейвик устроил взрывы в Осло, жертвами которых стали 8 человек. А потом доехал до молодежного летнего лагеря Рабочей партии на острове Утойя и устроил там бойню, убив еще 69 человек. В вину своим жертвам Брейвик поставил их склонность к мультикультурализму.

Обвинения в адрес негуманного государства со стороны Брейвика впечатляют: ему не нравилось, что приходится есть из бумажных тарелок, а пить из пластиковых чашек. Он жаловался на то, что вынужден есть разогретую в микроволновке еду и пить холодный кофе. Ему также не дали опубликовать две книги – «Дневники Брейвика» и «Нордическое государство». Не дают встречаться с единомышленниками и жениться на одной из поклонниц. А то, что ему начало нравиться телевизионное реалити-шоу Paradise Hotel – это «очевидное свидетельство серьезного повреждения мозга, причиненного изоляцией».

В апреле 2016 года окружной суд Осло частично удовлетворил требования Брейвика, но оставил без внимания аргумент, что его право на уважение к частной и семейной жизни было нарушено из-за ограничений на контакты с другими правыми экстремистами. Норвежское государство суд нашел виновным в «негуманном» и «несовместимым с человеческим достоинством» обращении с заключенным Брейвиком, и в нарушении Европейской конвенции по правам человека. Суд постановил, что власти должны оплатить «норвежскому стрелку» судебные расходы на сумму 330 тыс крон ($38,5 тыс). Правительство подало апелляцию на это решение, мотивировав это тем, что трехкомнатная камера, где заключенный может играть в видеоигры, смотреть телевизор, заниматься спортивными упражнениями – все это гораздо лучшие условия, чем у других заключенных, как своего рода компенсация за одиночное содержание.

И прокуратура, и сам Брейвик утверждают, что в тюрьме он стал еще более радикальным, чем прежде.

«Я стал более радикален. Я был радикалом с начала, но за эти последние пять лет я стал гораздо более радикальными», – заявил как-то убийца. И нашел тому объяснение: «На меня серьезно подействовала изоляция и, кажется, самым серьезным эффектом от моей изоляции стал радикализация».

Адвокат, выступавший со стороны государства, описывал заключенного как чрезвычайно здорового физически и психологически», который в 2016 году даже написал записку благодарности тюремному персоналу.

Государство утверждает, что Брейвик не был изолирован – он общается с охранниками, с которыми играет в триктрак – игру, похожую на нарды, а также с адвокатами и пасторами. Также он получает корреспонденции из внешнего мира. У Брейвика есть компьютер, хоть и без доступа в интернет. К его услугам тренажеры, он может читать книги и газеты. В 2015 году Брейвик подал заявку на изучение политологии в Университете Осло – и был принят.

Власти настаивают на том, что убийца по-прежнему крайне опасен, поэтому он ограничен в контактах с внешним миром – ради предотвращения создания сетей, способных осуществить новые теракты.

А еще в 2017 году Брейвик официально сменил себе имя – теперь он зовется редчайшим именем Фьётольф и носит весьма распространенную у норвежцев фамилию Хансен.

«Алькатрас Скалистых гор»

В 2017 году в США начали трансляцию восьмисерийного фильма Manhunt: Unabomber («Охота на Унабомбера»). Это история одной из самых крупнейших охот за преступником в истории США.

В 1978 году американский математик, в прошлом вундеркинд Тед Качински, ставший позже известным всему миру как Унабомбер, отправил по почте свое первое взрывное устройство одному из профессоров Северо-Западного университета. Профессор заподозрил неладное и отдал посылку полицейскому, тот открыл – раздался взрыв. Полисмен отделался легкими ранениями. Но это было только начало.

Это было началом рассылок, сопровождавшихся взрывами. На протяжении последующих лет Тед Качински рассылал по разным адресам тщательно собранные им самостоятельно бомбы. Одна такая посылка взорвалась в самолете – пришлось экстренно сажать лайнер...

В 1985 году посылку от Унабомбера получил владелец компьютерного магазина Хью Скраттон из Сакраменто (Калифорния) – он стал первой жертвой террориста. Всего от рук Теда Качински погибли трое получателей взрывоопасных посылок. 23 человека выжили, но получили ранения разной степени тяжести.

3 апреля 1996 года Качински был в конце концов пойман в его хижине, спрятанной в лесах Монтаны. Тут заслуга не только «охотников» из ФБР, но и его собственного брата. После того, как Качински отправил в «Нью-Йорк Таймс» манифест из 35 тысяч слов, в котором хотел поделиться с миром своими идеями, брат Качинского и его невестка узнали стиль и мысли Теда. После чего сообщили «куда надо».

В 1998 году Унабомбер признал свою вину в рассылке бомб по почте и был приговорен судом к восьми пожизненным заключениям. Свой пожизненный срок Унабомбер отбывает в Исправительной тюрьме максимально строгого режима исполнения наказаний во Флоренс (штат Колорадо). Эта тюрьма считается наиболее охраняемой в Соединенных Штатах, которая была построена для того, чтобы отсечь заключенных от внешнего мира. Ее иногда называют «Алькатрас Скалистых гор».

Среди тех, кто оказался в этой тюрьме – самые известные террористы: от устроителя теракта в Оклахома-сити до участников заговора с целью взрыва во Всемирном торговом центре в 1993 году.

Большинство заключенных, согласно данным CNN, проводят около 23 часов в сутки в маленькой бетонной камере. Крошечные окна не позволяют заключенным видеть, что происходит за стенами тюрьмы.

В «Алькатрас Скалистых гор», где отбывает пожизненное наказание Тед «Унабомбер» Качински, попал и обвиненный во взрыве на Бостонском марафоне Джохар Царнаев.

Согласно информации СМИ и данным Amnesty International, камеры имеют площадь около 8 квадратных метров. Из обстановки в них только койка, стол, стул, душ и унитаз.

Попавший в эту особо охраняемую тюрьму за участие во взрыве в нью-йоркском ВТЦ в 1993 году Махмуд Абухалима, так описывал жизнь в тюремной камере: «Сижу в маленькой коробке, в которой можно сделать восемь шагов, эта маленькая дыра стала моим миром, моей столовой, зоной для чтения и письма, для сна, прогулок, отправления естественных потребностей. Я практически живу в ванной и эта идея никогда не оставляла меня на протяжении десяти лет».

Согласно докладу Amnesty International, в тюрьме принимают настолько жесткие меры безопасности, что заключенные могут проводить годы, не касаясь другого человеческого существа – если их не перемещают в сопровождении охраны.

В 2006 году пресса описывала опыт пребывания в этой тюрьме «ботиночного террориста» Ричарда Рейда: «В течение 23 часов в сутки Рейд закрыт, похоронен в своей камере. Из компьютеризированных будок персонал мониторит пространство, используя видеокамеры на дистанционном управлении и сенсоры движения. Каждые полчаса днем и ночью заключенного проверяют через окошко в двери камеры, он должен стоять у своей койки в определенное время. Пять раз в день персонал проводит пересчет».

Пищу принимают тоже в камерах – ее передают через лоток в двери. По данным правозащитников, заключенные могут писать письма и иметь право на два 15-минутных телефонных разговора.

Ильич женился за решеткой

В марте 2017 года французский суд приговорил за нападение в 1974 году в парижском торговом квартале к пожизненному тюремному заключению человека, который в своем время имел репутацию самого разыскиваемого в мире террориста. Речь идет о «Карлосе Шакале», венесуэльце Ильиче Рамиресе Санчесе, который к моменту последнего приговора уже дважды получил во Франции пожизненный срок за убийства и теракты.

Сейчас Карлосу за семьдесят – и участие в делах, о которых шла речь на последнем процессе, он отрицает. Самой же громкой операцией революционера стало нападение на участников саммита ОПЕК в Вене в конце 1975 года. Тогда в заложниках оказались более 60 человек, среди которых были 11 министров стран-членов ОПЕК. Три человека в результате того нападения погибли.

Французским спецслужбам удалось после долгих поисков поймать Карлоса в 1994 году в Судане. Начавшийся в декабре 1997 года процесс завершился вынесением «Шакалу» пожизненного приговора.

Находясь в заключении, перешедший в ислам Ильич Рамирес Санчес женился по мусульманскому обряду на своем адвокате Изабель Кутан-Пейр (при этом, как говорят, еще будучи уже женатым на другой). «Это свадьба любви и совпадения идей... Между его имиджем и реальностью есть большая разница», – пояснила Изабель свой выбор супруга. Французское государство этот брак не признало.

А несколько лет назад Карлос выступил в роли свидетеля на свадьбе двух геев, отсиживающих в тюрьме срок за убийства.

Летом 2003 года Карлос опубликовал сборник своих записок из тюремной камеры, озаглавив его «Революционный ислам». С находящимся в заключении земляком иногда переписывался венесуэльский президент Уго Чавес, обращавшийся к Карлоса как к «выдающемуся соотечественнику». До поры до времени, если верить западным СМИ, Чавес посылал Ильичу гаванские сигары.

Как и Брейвик, Карлос тоже жаловался в Страсбургский суд на «негуманное и унижающее человеческое достоинство» содержание в одиночной камере. Суд, впрочем, не нашел нарушения прав заключенного, хотя и присудил ему 10 тыс евро в качестве компенсации за расходы. Но надо признать, что если сравнивать французскую тюрьму с норвежской, то сравнение будет не в пользу первой.

В знаменитой парижской тюрьме Санте Карлос сидел в камере площадью 6,84 кв метров, ему была позволена лишь двухчасовая прогулка в день, а любые контакты с заключенными ему были запрещены. Его защита назвала такую изоляцию «тюрьмой в тюрьме».

В Санте помимо Карлоса в разное время сидели такие известные личности как поэт и писатель Жан Жене, панамский диктатор Мануэль Норьега и бизнесмен и экс-министр Бернар Тапи. Когда-то в этой тюрьме приводили в исполнение смертные приговоры – последним публично был обезглавлен в 1939 году осужденный за взлом и двойное убийство Макс Блок. До 2000 года заключенные Санте были разделены по расово-географическому принципу: был блок «Западная Европа», «Черная Африка», «Северная Африка» и «Остальной мир». Самым депрессивным моментом пресса называла переполненность пенитенциарного заведения. Согласно опубликованным в 2013 году адвокатом Этьеном Ноэлем данным, в Санте на каждого заключенного приходится в среднем не более 2 квадратных метров.

В 2006 году Карлоса перевели из тюрьмы Санте в 14-м округе французской столицы в тюрьму Клерво на северо-востоке страны (другим известным ее заключенным в XIX веке был русский князь-анархист Кропоткин, который был арестован французской полицией по обвинению в организации взрывов в Лионе). А саму тюрьму Санте, созданную в 1867 году, закрыли на четыре года на ремонт...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28394 от 20 октября 2020

Заголовок в газете: «Сижу в маленькой коробке»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру