Страшная история погибшего при беспорядках в Минске: «Плевал на это государство»

Александр Тарайковский просто хотел хорошо жить

Первые жертвы белорусского бунта – 34-летний Александр Тарайковский, погибший в Минске 10 августа, и 25-летний Александр Вихор, погибший в Гомеле. Возможно, жертв будет больше – информация о пострадавших в результате акций протеста тщательно замалчивается.

Александр Тарайковский просто хотел хорошо жить
Александр Тарайковский с женой

По официальной версии Тарайковский погиб при попытке бросить взрывпакет в милиционера – устройство взорвалось у него в руках. Лучший друг погибшего Александра Тарайковского Марат рассказал «МК» о его жизни и о том, кто его позвал на Пушкинскую площадь 10-го августа.

- Сашины родители развелись. Раньше они жили в 200 метрах от Пушкинской, места, где все произошло. Занимались похоронными венками – на Ольшевского были точки, и они когда-то давно хорошо жили на это. Потом их в похоронном бизнесе потеснили. Папа руку стал поднимать на мать – пара развелась.

- Где вы познакомились?

- Саша попал ко мне в класс. Нас согнали вместе, всех главных раздолбаев – он как раз попал к нам. Я его проверил на стойкость и мужество. Он себя показал хорошо.

- Как?

- Один на один вызвал его – большинство «очкуют», а Саша вышел. Как-то так и повелось, что мы с ним сблизились. Саша отучился в ПТУ на слесаря. Устроился на «Кока-Колу» (завод под Минском). Познакомился с первой женой Мариной. Батька его жил то на даче, то у своей новой пассии, а Саша и Марина жили в его квартире. Часто к нам сюда приезжали. Но Сашу посадили через 2-3 месяца после свадьбы с Мариной.

- По-разному преподносят историю с отсидкой. Расскажите, как было на самом деле?

- Скажем так, дети стали старше, и Сашина мать переехала в Тальку – тут рядом. Нашла ухажера. Ее родители умерли – на фоне этого стала употреблять. Я бы не сказал, что она спилась – женщина хорошая, веселая, как Саша. Работала швеей на частном производстве. На гитаре играла, песни пела, и вот, к сожалению, нашёлся такой ублюдок…

- Поднял на женщину руку?

- Это было не один раз. Они разговаривали уже на эту тему. Когда все опять случилось – Саша ехал в Тальку из Минска. Был поддатый, я так понял. Сожитель был там. Они подрались. И под горячую руку попалась кочерга. После драки ухажер был жив. Саша уехал, а мать вызвала «скорую». Потом все это дело приобрело другой поворот – мужчина скончался, а Сашу посадили. 7 лет он отсидел в Бобруйске, усиленный режим у него был. Мы, его родители, брат двоюродный, поддерживали как могли, супругу  к нему возили. Ведь умысла у Саши не было. 

- Он изменился после тюрьмы?

- Тюрьма это не пятно, как многие думают, а урок на будущее. Саша отсидел, подурнел немножко, психика за такой срок ломается. Брак тоже не выдержал испытания. Саша освободился на «химию», ему заменили наказание на более мягкое.

- Ну, злостным нарушителям не меняют наказание…

- Да. Насколько помню, в какой-то колхоз его определили и еще где-то с год он работал там. Досрочно не отпускали, потому что он заступался за других. Он с детства был за справедливость – поэтому мы и сдружились с ним.  

После освобождение он нехорошо относился к нашим милиционерам. Первое время даже возникали конфликты, но ничего серьезного. 

Потом что-то в голову стукнуло и он успокоился. Даже вот на видео видно, что он один – думаю старое прошлое потянуло его к тем ментам. Гранаты еще эти – видели видео? Он там как контуженный.  

- Чем занимался Александр после отсидки?

- Саша такой человек, что ставил цели и добивался их. Получалось, работал даже, когда надо было в 6 утра встать на работу и в 6 утра следующего дня с нее уйти. Цель – жить хорошо хотел. Сначала вернулся на «Кока-Колу», но уволился по статье – пришлось так поступить, потому что заработок был не тот, а увольнять его не хотели. Как и везде у нас. Это как-то у него отбило желание по трудовой книжке работать. Но прежде чем начинать свое дело, он устроился с братом на предприятие по производству стеклопакетов. Хорошо зарабатывал, снял квартиру, купил машину, подругу завел, сдал на права. Со временем на работе пытались ввести правила, чтобы рабочие занимались уборкой, причем не только своего места (это святое), а и других помещений. Саша категорически отказался, и их с братом уволили. Они оба стали таксовать, но Саше подвернулся заработок – он авто-шторки делал какой-то тете. Потом начал потихоньку заниматься этим делом сам. Заказов сначала не было, раскручивался, собрал денег – создал сайт. Там не только шторки, там ремонт инструмента – это со мной связан бизнес, там и бурение скважин – мы на перспективу планировали этим заняться. 

- А как он познакомился с Леной, своей нынешней супругой?

- Еще в такси когда работал. Она работала в магазине, а он к ней приезжал кофе пить. Завязались отношения. Она была в разводе, девушка свободная, ребенок от первого брака Александра не пугал. Вместе стали жить. Родилась девочка.

- Как Александр жил последнее время?

- Человек за последние 3 года заплатил 2 тыс долларов за отца - задолженность за квартиру. Купил в семью два электросамоката. Делал ремонт в квартире. Ответственность всю на себя брал. Ни кредитов, ни долгов. Реально работал, и у него все получалось – шел к своей цели и хотел жить. Но при такой власти нормально не проживешь. Купил швейную машинку, и как только у жены декрет кончился, она стала ему помогать – обшивать подушечки в машины.

- Были ли какие-то явные радикальные политические взгляды у вашего друга?

- Не-ет, у нас, вы поймите – если человек активист то он давно бы поехал – в тюрьму или на тот свет. Потому что страна маленькая – за этим следят. Не удивлюсь, если нас сейчас прослушивают. Это абсолютно нормальное явление в нашей стране. Мы никогда не были активистами, но всегда были за правое дело.

- Как вообще сейчас обстановка?

- Несогласных с властью в Белоруссии очень много. Не то чтобы не согласны, им просто это надоело.

- Как все произошло? Что предшествовало трагедии?

- Саша был дома. На Пушкинскую ехал с работы его товарищ Дима. Они знакомы с «Кока-Колы». Он позвонил, и Саша туда поперся. В сердцах людей появилась надежда на изменения, гудки, скандирования, адреналин. Поэтому и поперлись они туда. У того трое детей, у Саши двое.

- А Дима не пострадал?

- Тот рассказал, что встретил двух девчонок то ли со своего дома то ли со своего подъезда, а Саша вообще остался один. Эти омоновцы походу наступали. Люди бежали. Я говорю: «а что Саша один остался?»…

- Вот, да…

- А Дима говорит – ну, там все отступали. А Саша упертый. Он, когда утром автобусы не ходили, пешком всегда шел. Думаю, его характер, да еще и вспышки эти – глушануло, и он не ушел назад.

- Взрывотехникой Саша не увлекался? Мог иметь специальные познания?

- Откуда? Я вам все про него рассказал. Ему вообще пофигу на это государство было – он хотел сам заработать. Только этот митинг – дали белорусам надежды на перемены, он поэтому туда и поперся. А Диме я так и сказал: «Ты его кинул». А он: мол, в чем я виноват. Я говорю: ты дурачок, что вообще позвонил ему и рассказал как прекрасна ситуация на Пушкинской. А Саша-то за любой кипишь кроме голодовки.

Знаю, что Лена его опознала. Костюм отец с пассией и дочкой съездили, купили. Завтра хоронить.

Читайте также: "Ломали профессионально": задержанная в Белоруссии женщина рассказала о пережитом в камере ужасе 

Сюжет:

Выборы президента Белоруссии 2020

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28339 от 17 августа 2020

Заголовок в газете: «Он плевал на это государство»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру