Все очевидцы единодушны в одном - изначально произошел взрыв в котельной, и уже после этого начался пожар. "Взрыв был такой силы, что у меня чуть баня не развалилась", - рассказывает хозяин частного дома Сергей.
После взрыва здание самого пансионата охватил дым, огня свидетели не видели. Все мужчины бросились к дому престарелых и начали эвакуацию людей.
"Мы разбили окно ломами и досками. Вручную всех таскали", - пояснил гастарбайтер.
Другой участник спасательной операции рассказал, что пробрался в комнату через окно и вынес на руках трех бабушек. "Потом я открыл дверь в коридор, но там уже невозможно было находиться - одна гарь. Тогда я тоже вышел через окно", - пояснил он.
Жильцов верхних этажей спасали через балконы с помощью веревок и лестниц.
Стариков и старух складывали прямо на траву, заворачивая в одеяла (ночи еще прохладные). Многие даже толком не понимали, что происходит: средний возраст постояльцев — 80 лет. Кстати, раньше этот пансионат считался чуть ли не элитным — поговаривали, что среди жильцов родственники чуть ли не членов правительства. Впрочем, перед разгулом стихии все равны.
Пожарные отдавали старикам свои маски, чтобы те могли дышать. Один огнеборец впопыхах выпил воды с хлоркой, ему тоже пришлось оказывать помощь.
Участники спасательной операции по разному характеризовали обстановку на пожаре. Одни говорят, что паники практически не было. Другие рассказывают о криках "Помогите!", доносившихся практически из всех окон.
Увы, жертв избежать не удалось. Первым погиб оператор Дмитрий Иванов, который в момент взрыва находился в котельной. Также задохнулись три женщины, одна из них успела выйти на балкон на 3-м этаже, но там потеряла сознание.
Что же произошло в «Третьем возрасте»? Рабочая версия — утечка паров солярки из огромного котла. Хотя, по словам бывшего директора пансионата (уволился в октябре прошлого года), агрегат, установленный в 2015 году, регулярно осматривали. Одним из условий обслуживания котла было присутствие кого-то из администрации пансионата во время его проверки. Видимо, этот «кто-то» недоглядел. Сразу после взрыва воспламенился электрический кабель — отсюда и сильное задымление. Кстати, летом прошлого года Роспотребнадзор выявил нарушения в системе вентиляции производственных помещений: она была соединена с вентиляцией жилого корпуса. Очевидно, поэтому огонь распространился так быстро.
Кстати, экс-руководитель опроверг информацию об отсутствии здания в реестре проверок пожнадзора. «С начала 2019 года мы были с ними в тесном контакте. Все перестраивалось с учетом пожарной безопасности, делали дополнительные пожарные выходы, планы эвакуации». Это подтвердили и медсестры. «Другие нарушения были — по лицензии пансионат не мог принимать больных психическими недугами, однако там лежали именно такие пациенты. Но пожарные вроде все проверяли».
Главный вопрос сегодня — кто будет отвечать за гибель людей. Как сообщила «МК» официальный представитель ГСУ СКР по Москве Юлия Иванова, уголовные дела возбуждены по двум статьям УК — 109 часть 3 («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам») и 238 часть 3 («Оказание услуг, не отвечающее требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц»). Значит, речь идет об ошибках не только при эксплуатации котла, но и при выдаче разрешительных документов. Понятно, что оператора Иванова привлечь уже не удастся. Но вопросы появятся к новому директору «Третьего возраста» Марине Бухтиной, а возможно, и к более высокопоставленным персонам — совладельцам бизнеса, известным предпринимателям Сергею Кривошееву и Рамилу Хабриеву. Оба известные ученые, фармацевты, Хабриев одно время возглавлял антидопинговое агентство РУСАДА. Едва ли они могли предполагать, какой трагедией может обернуться такое благое дело, как помощь немощным старикам, при не слишком умелом руководстве.
В результате пожара в доме престарелых погибли 4 человека, 16 пострадали.
Читайте также: Дочь пострадавшего жильца сгоревшего пансионата рассказала о его побеге