–Алексей, некоторые эксперты вновь кивают в сторону «Тора». Якобы именно этот комплекс запускает ракеты попарно: одна поражает цель, а вторая выпускается на добивание. Так ли это?
–Такие заявления делают те, кто совершенно не представляет, как работает комплекс «Тор». Ракета, выпущенная этим комплексом ПВО, устремляется к цели, учитывая ее алгоритм и габариты. Полет крылатой ракеты отличается от полета самолета. «Тор» не может перепутать крылатую ракету с авиалайнером ни при каких обстоятельствах, хоть в автоматическом, хоть в ручном режиме. На кадрах крушения мы видели, что у самолета при попадании загорелся двигатель, и пилоты даже успели развернуть лайнер обратно. И только потом он рухнул. Так вот, если бы стрелял «Тор», такого бы просто не было.
–А как было бы по вашей версии?
–Ракета «Тора» не наводится на двигатель, она бьет в сам самолет. Расчет прост: фугасная часть ракеты должна максимально поразить фюзеляж, а осколки проникают дальше и буквально разносят в щепки все, что есть внутри. И если бы «Боинг» был действительно обстрелян «Тором», то он еще в воздухе превратился бы в груду горящих обломков. А в двигатель, как в самую горячую точку самолета бьет другое оружие противовоздушной обороны.
–Какое?
–Переносной зенитный ракетный комплекс - ПЗРК. Именно он наводится оператором на тепловой след самолета. Кстати выпущенные две ракеты по «Боингу» на видео еще раз подтверждают: это был, скорее всего, именно ПЗРК.
–То есть одной ракеты, чтобы сбить не хватало, решили выпустить вторую?
–Именно. Дело в том, что самолет довольно крупная цель. «Завалить» его одним попаданием сложно: откажет двигатель, он сядет на втором. А вот два выстрела это уже гарантия, что самолет будет сбит. Кстати, именно таким способом сбивали наши борта моджахеды еще в Афганистане: ловили самолет на взлете или посадке и выпускали пару ракет. В результате, к сожалению – сбитый борт.
–Получается, украинский «Боинг» над Тегераном сбили все-таки из ПЗРК?
–Я вижу это так: первая ракета попала в двигатель, осколки пробили топливные магистрали, началось возгорание. Экипаж мгновенно стал разворачивать самолет обратно. Тогда по «Боингу» тут же была выпущена вторая ракета. Но за счет того, что самолет уже начал крениться вправо, второй удар пришелся не в район двигателя, а в фюзеляж. Осколки пробили и баки, и самолет вспыхнул. Дальше вы все знаете: объятый пламенем авиалайнер с 176 людьми на борту рухнул на землю. Поэтому очень вероятно, что именно дуплет из ПЗРК спровоцировал крушение «Боинга», взлетавшему с иранского аэродрома в роковую ночь на 8 января.
Между тем, в Сети муссируется версия о том, что расчет комплекса, который сбил украинский «Боинг» во время выстрела был на молитве – совершал намаз. В это время установка, якобы, работала в автоматическом режиме. Однако анализ времени показал, что ближайший к крушению намаз в Тегеране начался в 5:44 утра местного времени. Борт был сбит в 6:12. Кроме того, согласно внутренним правилам иранской армии, бойцы на посту освобождаются от некоторых обрядов, в том числе и от обязательной молитвы во время дежурной смены. Таким образом, расчет ПВО не мог оставить комплекс ПВО без присмотра на момент катастрофы.