Комментируя крушение украинского пассажирского лайнера телеканалу Fox-News глава Госдепартамента США Майк Помпео заявил, что причину катастрофы Boeing еще предстоит выяснить, однако по его мнению, «невоенную» версию случившегося спускать со счетов преждевременно. «Мы должны понять основную причину (аварии - «МК»). Возможно, это была техническая неисправность» - заявил Помпео.
Слова Госсекретаря США резко контрастируют со сделанными ранее заявлениями премьер-министра Канады Джастина Трюдо, который прямо назвал виновниками трагедии иранские ПВО, сбившие самолет по ошибке, и главы правительства Великобритании Бориса Джонсона, который назвал версию «дружественного огня» иранских ПВО одной из приоритетных. На эту версию работает также появившееся в СМИ видео (его опубликовал в Твиттере некий «активист иранского происхождения» Нариман Гариб, ссылающийся на неназванный источник), на котором запечатлен момент попадания зенитной ракеты в самолет. Иранская сторона все подобные обвинения решительно опровергает.
Политолог и историк войск ПВО Юрий Кнутов считает, разница в заявлениях разных политиков вызвана нежеланием США обострять ситуацию, тем более, что Канада и Великобритания пока не предоставили реальных подтверждений своих обвинений. Однако, по мнению эксперта, версия с виной иранских ПВО остается актуальной.
Сейчас, по моему мнению, можно рассматривать несколько версий, - поделился мнением Юрий Кнутов. - Первая: иранский борт по ошибке могла сбить зенитная система «Тор».
Конечно, в распоряжении сил ПВО, дислоцированных вблизи гражданского аэропорта и международного воздушного коридора должны быть — и, скорее всего, были расписания полетов и вся соответствующая информация. Однако, неправильный приказ на открытие огня мог быть отдан из-за того, что вылет самолета задержали на 50 минут, это могло вызвать путаницу.
Или же в иранской ПВО произошла некая внутренняя диверсия, которая спровоцировала неправильную оценку ситуации (сейчас западные СМИ сообщают, что местонахождение уничтоженного американцами генерала Сулеймани якобы выдали люди из его ближайшего окружения, и сейчас КСИР проводит массовые аресты и чистки среди своих - «МК»).
Еще один вариант - пассажирские самолеты подают сигнал, который распознают системы контроля гражданской авиации, а также большие радиолокационные установки. Радар отдельной пусковой установки этот сигнал не принимает. Гипотетически самолет мог высветиться на радаре «Тора» как «чужой». На фоне повышенной боевой готовности и нервозности обстановки это могло спровоцировать командира установки «Тор» отдать приказ об атаке в обход вышестоящей инстанции.
Как правило, все случаи, когда военные самолеты или противовоздушная оборона сбивали гражданские борта, связана именно с неправильной оценкой происходящего в тех или иных нештатных ситуациях. Однако иранские ПВО в принципе отличаются своим профессионализмом, у них на вооружении новейшие радиолокационные станции как собственного, так и китайского производства. Так что до публикации результатов расследования я бы эту версию брать не стал...
Более вероятной версией катастрофы Юрий Кнутов считает атаку некоей третьей стороны, которой выгодно обострение обстановки вокруг Ирана:
- Не исключено, что «Боинг» был сбит с земли диверсионной группой при помощи переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). Это объяснило бы, почему пожар на самолете начался с двигателя. Потому как ракета «Тора» далеко не обязательно могла поразить именно двигатель, а вот ракета ПЗРК в девяноста или даже ста процентах случаев наводится именно на двигатель как на самую теплую точку..
И последняя версия, говорит эксперт — техническая неисправность того или иного рода.
Кнутов еще раз подчеркнул, что версия с открытием «дружественного огня» иранской ПВО остается недоказанной.
Трюдо может делать любые заявления, но у него разведывательных данных на руках нет. Иран сейчас запросил у Канады всю информацию и сделал это совершенно правильно. Если бы информация была у США, например — спутниковые снимки, которые запечатлели пуск ракет, они бы уже опубликовали их. Однако США более, чем кто-либо, заинтересованы не разжигать страсти вокруг этой ситуации. Им достаточно нынешнего обострения отношений с Ираном. Канада и Великобритания, напротив, могут делать любые бездоказательные заявления. Все зависит от того, чем они их подтвердят.
Военный эксперт Алексей Леонков также назвал наиболее вероятной версией катастрофы диверсию «третьей стороны».
- Опубликованные New York Times кадры попадания ракеты в самолет сомнений вызывать не могут. Их вполне можно считать достоверными. Другое дело, как мы можем оценить эти кадры. Видна небольшая ракета на подлете, момент взрыва. Однако и сама ракета и взрыв не подходят для попадания «Тора», скорее — речь о выстреле из ПЗРК.
Кстати, фото обломков самолета намекают скорее на попадание ракеты именно из ПЗРК и несут следы, напоминающие пробоины он поражающих элементов. Опыт применения такого оружия огромный — взять хотя бы Афганскую войну, где десятки самолетов были сбиты именно на взлете и именно из ПЗРК, ракета которого наводилась на двигатель...
В Иране версию об огне своей ПВО полностью опровергают. Как заявил глава иранской Организации гражданской авиации Али Абедзаде, Иран имеет большой опыт сопровождения гражданских судов в своем воздушном пространстве и никогда не допускал подобных ошибок. По его словам, ПВО страны также имеет большой опыт слежения за американской авиацией и в состоянии отличить беспилотник, военный самолет и пассажирский борт. Он также призвал Канаду и все страны предоставить иранским властям всю имеющуюся в их распоряжении информации для проведения расследования трагедии.
Читайте материал «Эксперт обвинил США в уничтожении украинского «Боинга» в Иране»