Эксперт по иранской военной тематике Юрий Лямин рассказал «МК», что, действительно, у Ирана есть зенитные комплексы «Тор», но его удивило, что Киев собирается искать «российские ракеты». По его словам, зенитные ракетные комплексы «Тор» были поставлены в Иран больше десяти лет назад, так что называть их «российскими» не правильно. Они иранские, так же, как и расчеты, которые ими управляют.
По всей видимости, считает эксперт, называть вещи своими именами в Киеве не хотят, чтобы не испортить отношения с Тегераном. Другое дело - говорить о «российском следе»: отношения с Россией и так испорчены.
- Впервые установки «Тор» были поставлены в Иран еще в 2007 году, - рассказал Юрий Лямин. - Это оружие давно освоено иранцами, интегрировано в национальную систему ПВО Ирана. И, насколько мне известно, полный курс подготовки зенитчики также уже давно проходят в Иране. То есть, даже если предположить, что версия с «Тором» верна», то случившееся, в принципе, не имеет никакого отношения к России. А попытки найти «российский след» - это популизм и безнравственный пиар на крови.
Как отметил Юрий Лямин, гипотетически системы «Тор» могли находиться в зоне инцидента, поскольку они регулярно перебрасываются для прикрытия наиболее важных объектов иранской гражданской и военной инфраструктуры.
- Всего в Иран было поставлено 26 или 29 установок «Тор». Система это достаточно мобильная, в разное время их видели в разных районах Ирана. Они прикрывают ядерные объекты в Бушере, нефтеперерабатывающие предприятия и теоретически могли прикрывать Тегеран, где расположены заводы, оборонные предприятия и военные штабы. Однако версия об «огне по ошибке» вызывает массу вопросов.
По словам эксперта, те, кто находится за пультом зенитного ракетного комплекса четко видят размеры мишени, ее скорость и высоту.
- «Боинг» начал падать, находясь на высоте примерно 2300 метров, скорость на взлете была минимальная. Причем на радаре, наверняка, четко было видно, что самолет не летит на Тегеран, а, напротив, только набирает высоту. Так что вероятность того, что его приняли за военный самолет крайне мала. Расчеты, которые прикрывают ближайшие военные объекты, наверняка привыкли «вести» самолеты, которые взлетают из аэропорта и вряд ли могли принять их за военную цель - отметил Юрий Лямин.
Ранее в Сети появилось фото, на котором предположительно снят фрагмент ракеты системы «Тор», вроде бы сфотографированный вблизи места падения «Боинга». Фото взято «в разработку» как украинским следствием, так и журналистами. Однако, как отметил Юрий Лямин, фотографии также вызывают вопросы:
-До сих пор не известно, где и когда было сделано это фото. Нет снимков, сделанных с других ракурсов, которые позволили бы привязать место съемки к конкретной местности, или хотя бы к лежащим на земле обломкам самолета. То, что снято на этом фото в принципе похоже на головную маневрирующую часть ракеты «Тора». Однако на этом все аргументы в пользу этой версии исчерпываются, - добавил эксперт.
Военный эксперт Алексей Леонков считает, что Киев умышленно озвучивает явно бредовый пассаж на тему «русского следа» в недавней трагедии в небе Тегерана: «Мы имеем дело с тонким, холодным расчетом Киева. Администрация Зеленского ищет любой способ оказаться в друзьях Трампа. И нынешняя ситуация с Ираном выбрана ими как нельзя кстати. Расчет прост: Киеву выгодно бросить тень на Москву, связав ее с трагедией в иранском небе».
Такой ход, по словам Леонкова, наверняка понравится кураторам Киева в Вашингтоне. Для команды Зеленского это гарантия получить международную, финансовую и военную поддержку от США.
- Зеленский со своей партией «Слуга народа» не желает повторения ошибок прошлой администрации «Порошенко и Ко». Более того, сейчас они пытаются загладить прошлые «порошенковские грехи», когда их предшественники открыто «топили» за кандидата от демократов — Хиллари Клинтон, а Трампа смешивали с грязью, - сказал Алексей Леонков. - Это своего рода реванш. Украинцам пока так и не удалось до конца отвести от себя обвинения в сбитом в 2014 году над Донбассом малайзийском «Боинге». И теперь они увидели прекрасный случай для «ответки».
В трагедии с «Боингом», упавшим в Иране, они ищут хоть какую-то зацепку, чтобы обвинить Россию. На этот раз в том, что у Ирана есть зенитные ракетные комплексы «Тор», поставленные нашей страной еще в 2007-м. По кривой киевской логике, это значит, что косвенно в авиакатастрофе виноваты мы.
Читайте материал «Пилот оценил версию взрыва «Боинга» в Тегеране: «Экипаж был бессилен»