Ситуация в ближневосточном регионе резко обострилась в ночь на 3 января, после убийства в Ираке командующего силами специального назначения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции иранского генерала Касема Сулеймани. Окончательно осложнил вопрос безопасности ответный ракетный удар Тегерана по двум американским базам в Ираке, а также катастрофа украинского Boeing-737 в районе тегеранского аэропорта, унесшая жизни 167 пассажиров и девяти членов экипажа. В качестве причины озвучивалась версия теракта на борту самолета. Сразу остро встал вопрос пребывания российских граждан в этом регионе, а также проблема обеспечения безопасности перелетов туристов из нашей страны в страны Персидского залива, а также транзитом в Индонезию, Индию, на Мальдивы.
Эту ситуацию прокомментировал «МК» заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по Гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов:
-На месте правительства я бы такое распоряжение сделал уже давно назад. На наших глазах уже несколько лет происходили военные события в Сирии. Теперь вот Иран и Ирак. Надо было сразу же насторожиться, как только произошло убийство генерала Сулеймани. Если в регионе армии сразу нескольких государств приводят в полную боевую готовность, звучат серьезные угрозы и начинаются ракетные обстрелы, в этот самый момент следует сразу же принимать меры, которые настойчиво рекомендуют документы ИКАО.
А в них говорится, в частности, что в случае военных действий на земле в каком-либо из государств, гражданским самолетам категорически запрещено пересекать воздушное пространство над этими государствами. Это железное правило, которое всегда должно выполняться. Исключением стала Украина, когда правительство Порошенко не выполнило этих требований. В результате во время боевых действий над Донбассом был сбит гражданский «Боинг».
Тогда еще до начала расследования этой катастрофы я сразу назвал виновников той трагедии. Первый – руководство Украины, которое проигнорировало требования ИКАО, запрещающее полеты над районами боевых действий. Второй виновник – голландское правительство, которое не настояло на запрете пролета воздушных рейсов над территорией, где идет война.
Здесь сейчас ситуация аналогичная. Никто и пальцем не пошевелил, чтобы запретить полеты над территорией ближневосточных стран, где происходят серьезные вооруженные конфликты. Это касается и нашего правительства. И я, честно говоря, просто аплодировал Росавиации, которая сразу же в день катастрофы украинского самолета под Тегераном, не дожидаясь ни чьих распоряжений, команд и решений правительства, моментально отправило в адрес всех авиакомпаний заперт, точнее сказать, рекомендации о прекращении полетов в воздушном пространстве Ирана и Ирака.
Конечно, такое решение – а большинство авиакомпаний уже приняли эти рекомендации к исполнению – является неприятным как для для авиаперевозчиков, так и для авиапассажиров. Ведь если посмотрите на карту, то Иран и Ирак, а также Сирия, по широте перекрывают огромную площадь и облетные трассы, чтобы миновать их, будут довольно кривыми. Эти маршруты потребуют дополнительного времени, а соответственно и дополнительного расхода керосина, что, конечно же ведет к увеличению цен на билеты.
Вот поэтому в список тех, кто должен по поручению Дмитрия Медведева заниматься оценкой безопасности полетов на Ближнем Востоке и включен зампред правительства. Для авиакомпаний, которые будут летать этими «кривыми» маршрутами, придется решать задачу возмещения их расходов. И правительство пойдет на эти меры, так как о ситуации в этом регионе знает немного больше нас с вами.
Да, это безусловно, вынужденная мера, но кабинет министров обязан заботиться о безопасности своих граждан и на земле, и в небе.
И еще: на месте крушения украинского самолета под Тегераном найдены оба «черных ящика». Фирма «Боинг» настаивает на том, чтобы расшифровка велась у них. Обычно это так и делается. Но Иран официально воспротивился этому, опасаясь фальсификаций. Как пострадавшая сторона, Тегеран принял решение создать комиссию по расследованию у себя, а все остальные заинтересованные стороны, в том числе и фирму «Боинг», пригласить к участию в нем. И здесь встает вопрос: специалистов какой страны в этом случае иранцы выберут для расшифровки самописцев?
Думаю, что для этого они могут обратиться к российским специалистам. Это был бы идеальный вариант, так как у нас имеются очень опытные специалисты, имеющие большой опыт расследования такого рода катастроф. И Россия готова оказать Ирану содействие в этом вопросе.