С самого начала и Киев, и Тегеран в сообщениях о катастрофе Boeing 737-800 вскоре после взлета в Тегеране отвергли возможность того, что самолеты был сбит ракетой ПВО. Была озвучена версия с загоревшимся двигателем, к которой авиационные специалисты отнеслись скептически. Дело в том, что любой двухдвигательный пассажирский лайнер проектируется из того, расчета, что он способен продолжать полет при отказе одного из двигателей. Даже при взлете.
Читайте также: "Украинский лайнер взорвала бомба": версию озвучил израильский специалист"
Как рассказал «МК» авиационный эксперт, пилот с 45-летним стажем Владимир Сальников, на этот счет предусмотрены специальные программы на тренажерах.
- На тренажерах все эти моменты отрабатываются, - сказал он. - Самолет на одном двигателе должен, обязан лететь. Даже, если в момент отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы один из двигателей полностью выключается, самолет должен лететь.
По словам пилота, с такой ситуацией должен справиться любой экипаж со средним уровнем подготовки. Правда, только в том случае, если летчик при взлете готов ко всяким неожиданностям.
- Когда я переучился на двухдвигательный «Суперджет» с четырехдвигательного Ил-96, проводил такой эксперимент со вторым пилотом: якобы отдавал ему управление при взлете самолета, а в момент отрыва неожиданно давал команду «отказ двигателя!». Так у него была паника, глаза - из орбит, он не понимает, где, чего и как, бросает полностью управление и на секунду-две полностью теряет контроль над самолетом. А все из-за того, что он при взлете в обычных условиях расслабился, не думал о том, что может случиться.
Взлет — вообще самый сложный элемент полета. В момент взлета как раз происходят неожиданности: отказ двигателя из-за того, что в него попала, например, чайка, камень, или лопнуло переднее колесо, и от него покрышка тоже полетела в двигатель. Все это надо держать в голове при взлете и мгновенно реагировать.
Пилот пояснил, чем опасен отказ двигателя при взлете на двухдвигательном самолете:
- Один отказал, допустим, правый, а левый — на взлетном режиме, то есть тяга у него очень большая. Самолет сразу начинает крениться на правое крыло, в ту сторону, где отказ двигателя произошел. Если летчик в голове держит такую ситуацию, что такое может сейчас произойти, он мгновенно среагирует на отказ двигателя. Надо штурвал или файтстик (ручка управления в кабине. - «МК») влево отклонить и при этом еще левую ногу дать вперед. А нагрузка на левую ногу, на педаль — до 140 килограммов. Если в кресле неправильно сидишь, то пересилить, то есть создать парирующий момент, чтобы самолет полностью не перекинулся на крыло, не сможешь. Потеря бдительности даже на одну секунду приводит к тому, что появляется запредельный крен, вытащить из которого рулей самолета уже не хватает.
По словам пилота, после набора высоты отказ двигателя не так критичен.
- Когда я был курсантом в летном училище, меня инструкторы-фронтовики учили. Они всегда говорили: в момент взлета ни о чем другом не думай, только жди, что сейчас что-то «стрельнет», то есть произойдет какой-то отказ. Если летчик готов к неожиданности, самолет полетит и он спасет всех, а если не готов — происходит катастрофа, - сказал Владимир Сальников.
- Владимир, а если все же был взрыв на борту «Бионга», шанс был спастись?
- Смотря, в каком месте находилось взрывчатое вещество. Если поврежден только фюзеляж, то возврат возможен. А если взрывом затронуты тяги, которые ведут к рулям управления, электропривода, гидравлика, то самолет лишается управления. Тут уже ничего сделать нельзя.
Материал по теме: "На борт упавшего в Иране самолета не сели два таинственных пассажира"