- Насколько хорошо охраняется приемная ФСБ?
- Внутри приемной, естественно, есть наряд, караул, как мы говорим. Человек, который проходит в приемную, следует через рамку. Система защиты против проникновения там обеспечена. Но вы же понимаете, что стоит только человеку нажать кнопку, открыть магнитный замок, как преступник может практически с порога начать стрелять.
- В приемную может зайти абсолютно любой человек с каким-то обращением, письмом?
- Конечно, можно зайти и, либо бросить письмо в почтовый ящик, либо встретиться с оперативным сотрудником. Он выслушает, поможет написать заявление и так далее. Приемная, собственно, под это и заточена. И она всегда подвергается нападению. Туда и психопаты приходят, и больные, и шизофреники. Помню, когда я сам принимал посетителей, у нас была кнопка, при нажатии которой сразу приезжала психиатрическая бригада «скорой».
- День для нападения сегодня был выбран не случайно?
- Да, сегодня, 19 декабря, День российской военной контрразведки. Также сегодня состоялась большая пресс-конференции Владимира Путина. И обычно накануне Дня работника органов безопасности России, Дня ФСБ, который отмечается 20 декабря, разные управления проводят торжественные мероприятия в клубе имени Дзержинского, который находится в доме №12 по улице Большая Лубянка, рядом с сороковым гастрономом.
Конечно, проведение такой демонстративной акции можно рассматривать, как террористический акт, тем более с применением автоматического оружия. Он был спланирован. И я не исключаю, что это акция была направлена на кого-то персонально.
Мне сообщили, что преступник, якобы снайпер, находился на здании Большая Лубянка, на доме № 12, но это практически исключено, потому что это строение входит в комплекс зданий Федеральной службы безопасности России. На первом этаже там супермаркет, а все остальное — подразделения ФСБ. Как он туда мог попасть и зачем ему это было нужно, совершенно не понятно. Потому что, если мы с вами говорим о каком-то террористическом акте, направленном против конкретного лица, который прибудет или мог прибыть в клуб, то, соответственно, вертикально вниз никто стрелять не будет.
- Недавно был предотвращен захват московской школы, это могут быть звенья одной цепи?
- Сейчас очень сложно, что- либо говорить. Мы должны понимать, что режим контрразведки, как явление, представляет большую многоступенчатую систему защиты. Это, во-первых, оперативная работа, получение первичной информации, предотвращение на стадии замысла, на стадии подготовки. В данном случае, поскольку речь идет уже о стрельбе в центре города, следовательно, либо эти люди не находились в поле зрения специальных служб. А могли быть некие одиночки. Либо это осколки какой — то группы, которые находились вне зоны внимания. Иначе им бы просто не дали из дома выйти. Или бы их взяли прямо в квартире.
Читайте нашу онлайн-трансляцию событий на Лубянке.