У предпринимателей начали отнимать бизнес при помощи поддельной электронной подписи

Тревожный клик полиции

Ко всем старым бедам российских бизнесменов прибавилась новая — преступники разработали безотказно работающий способ в одночасье отобрать любое предприятие. Без рейдерских захватов, без заказных убийств. Как говорил персонаж «Бриллиантовой руки», «без шума и пыли по вновь утвержденному плану».

А чтобы лишившемуся всего предпринимателю никто особо не верил, непосредственно перед спецоперацией на счет компании переводят деньги с пометкой: «Для последующего перевода в «Тризуб им. Степана Бандеры» или «В «Мечеть Мирмамеда» (запрещенные в России экстремистские организации). Кто же после этого рискнет его защищать?

Тревожный клик полиции

Похищенная фирма

Отделения полиции завалены заявлениями от пострадавших бизнесменов, но помочь им мало чем могут. Едва ли не единственный случай, когда удалось вернуть компанию и «отмотать все назад», произошел с владельцами подмосковного технопарка.

— Я являюсь гендиректором одного из крупнейших арендных комплексов предприятий Московской области, — начинает свой рассказ Андрей Говзман. — С 2016 года он носит статус Технопарка. На нашей территории в 57 гектаров занимаются своей деятельностью около 300 компаний-резидентов, где трудятся больше 2,5 тысячи человек. Все это я сейчас говорю не чтобы похвастать, а чтобы показать — речь не просто о мелком частном бизнесе. И если я попал в такую ситуацию, то в ней может оказаться любой бизнесмен.

Итак, в один из августовских дней этого года сотрудник Технопарка отправился в налоговую инспекцию. Обычное дело. И вот там ему инспектор между прочим задал вопрос: «А зачем вы поменяли название фирмы?»

— Названию уже несколько десятков лет, и менять его никто, разумеется, не собирался. Мошенники «подкорректировали» даже не одну-две буквы, а поменяли слова целиком. Одновременно поменялось 90 процентов собственников. Злоумышленники получили доступ ко всем активам. Единственное, что они не успели сделать, — сменить гендиректора, так как мы смогли своевременно подать заявление о запрете регистрационных действий без личного присутствия. Налоговая инспекция, если к ней поступает уведомление по поводу гендиректора (после смены учредителя и названия компании), берет «паузу» в сутки. И мы успели!

Впрочем, радовались коммерсанты рано. Нужно было остановить попытки сменить гендиректора (причем на гражданина другого государства — Казахстана) — а они продолжались. За короткое время из разных регионов страны было подано четыре заявки от «новых собственников».

— Мы обратились в СК, сразу же было возбуждено уголовное дело по двум статьям — 159 («Мошенничество») и 170.1 («Фальсификация Единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета, регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом»), — рассказывает один из настоящих собственников Дмитрий. — Но и они сказали честно, что помочь в этой ситуации не может никто. По закону изменения внесены в Единый реестр юридических лиц. И аннулировать их можно только по суду (и на это рассчитывают мошенники). А судиться нам нужно с фирмой, зарегистрированной на Сейшельских островах. Туда письмо идет 45 дней! Мы оказались в жуткой ситуации: у нас нет нашей компании (она же, напомню, поменяла и собственников, и название), но есть наш гендиректор в новой. Мы (и все 300 предприятий на территории Технопарка) не можем платить налоги, не можем платить за землю, электроэнергию и т.д.

— И что вы сделали?

— Пустились в путь по высоким кабинетам, убеждая, что мы — это мы. Мы доказали, что мошенники изменили название и собственников. Нам удалось! Все вернули. Но это единственный случай, насколько мы знаем. А десятки и сотни потеряли свой бизнес.

Почему же мошенники так легко воруют фирмы?

Подпись за полмиллиарда

— Подробно об этой преступной схеме лучше не рассказывать, — говорит представитель МВД, который изначально занимался этой историей (помимо СК подключилось и полицейское ведомство). — Но суть состоит в том, что была подделана электронная цифровая подпись генерального директора Технопарка. Министерство связи и цифрового развития официально сообщило, что за выпуском подписи предприятие к ним не обращалось.

Вообще, в России сейчас около 500 центров, которые могут выдавать сертификаты ЭЦП, и у них еще около 5000 филиалов и представительств.

Я легко нашла в Интернете телефоны, связалась, и мне пообещали, что за 10 минут и 7–10 тысяч рублей сделают ЭЦП.

Вообще о том, что надо вносить изменения в закон из-за мошенничества с электронной цифровой подписью, заговорили еще в начале года. Произошло это после того, как мошенники с их помощью лишили людей квартир. Один самый громкий случай произошел в Москве. Роман Салтовский неожиданно выяснил: его квартира на Тверской улице принадлежит жителю Уфы. Сделка произошла без его ведома, но по его ЭЦП (которую, впрочем, он никогда не делал — за него мошенники постарались). Новый владелец о шикарном приобретении тоже не знал, вероятно, без его ведома потом собирались перепродать квартиру дальше. Шуму эта история наделала так много, что в августе в закон внесли изменения. Отныне купить-продать-подарить жилье по ЭЦП фактически нельзя. Но предпринимателей эти изменения не касаются. Не случайно август едва не стал роковым месяцем для Технопарка.

— У нас в Технопарке люди работают десятилетиями, и в первые дни мы стали подозревать всех, — рассказывает Дмитрий. — Кто из них подделал ЭЦП? Не знали, как себя вести. И только через какое-то время мы поняли, что ЭЦП была не только поддельная, но и «клонированная», выпущенная в разных городах по поддельным документам. Вы не поверите, но мошенники забросали арбитражные суды исками к Технопарку о взыскании несуществующих задолженностей в пользу никогда не состоявших ни в каких отношениях с нами контрагентов.

Полицейские опросили тех, чьи подписи стояли в исках. Они понятия не имели, что им якобы кто-то что-то должен. В МВД говорят: при подаче документов в арбитраж были использованы IP-адреса, принадлежащие иностранным провайдерам (расположенным, к примеру, в Финляндии и США).

— Перед тем как поменять название компании, ее руководство пытались скомпрометировать, — продолжают в МВД. — На расчетные счета Технопарка поступали деньги. Размер смешной — по 301 рублю. Но! Было указано конкретное назначение платежа — «для последующего перечисления...» И назывались четыре запрещенные в России организации.

Силовики дают советы всем бизнесменам регулярно изучать, откуда и на что поступают деньги на счет и немедленно обращаться в полицию, если заметят такой вот «подарочек». Еще рекомендуют поставить запрет на любые сделки без присутствия гендиректора и собственника. Сделать это можно, к слову, не в каждой налоговой инспекции (и там уже стоят очереди), а лишь в той, которая осуществляет функции по регистрации. Так что лучше поторопиться.

В МВД настаивают: преступная организация (вероятно, международная, и может, не одна), от которой пострадал Технопарк, угрожает экономической безопасности всей страны. Это только кажется, что дело касается конкретного ООО или ИП. Представьте, если в одночасье все частные нефтяные заводы, молочные и мясные фабрики, все хлебопекарни и т.д. перейдут в руки к новым хозяевам и поменяют названия? Производство замрет. А пока суд да дело, люди останутся без самого необходимого.

Читайте также: Начальника ФСИН Ростова поместили в СИЗО, где погиб его предшественник

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28126 от 15 ноября 2019

Заголовок в газете: Тревожный клик полиции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру