По известным на сегодняшний день данным, главный механик рудника Сергей Куликов, старший специалист проектного офиса Кирилл Кириллов и горный мастер Евгений Квасов погибли от неизвестного газа. 22 октября Куликов и Кириллов спустились на 1300 метров в заброшенную выработку, чтобы оценить возможность её дальнейшей разработки, но вскоре перестали выходить на связь. Квасов спустился следом и тоже пропал. Позже всех троих обнаружили мертвыми в тупике. Судя по положению тел, Квасов нашел товарищей и пытался их вытащить, но не смог. При этом, у всех троих были с собой газоанализаторы и самоспасатели.
Пока со случившимся разбирается следствие. Но вот что сразу бросается в глаза. Горняки, спустившиеся первыми, даже не успели воспользоваться спасательными средствами. Значит ли это, что выброс газа стал для них абсолютно неожиданным? Почему? Они что, о технике безопасности не слышали? А гибель Квасова может говорить еще и о том, что спасательные средства, которые у него были, оказались не эффективными.
Нельзя на заметить, что «Норильский никель» - богатая и солидная компания, проводит множество благотворительных мероприятий, ведет несколько крупных проектов, активно поддерживает спортсменов, людей искусства. Что же пошло не так в на руднике в Норильске? Почему в принципе стала возможной нештатная ситуация, повлекшая гибель людей?
В августе этого года в «Норникеле» сообщили, что на глубоких горизонтах рудника «Таймырский» запустят уникальную для России систему кондиционирования горных выработок стоимостью 2 млрд рублей. Как поясняли, она необходима для безопасности ведения горных работ, поскольку на глубине более 1300 метров температура шахтного воздуха может доходить до 36°С.
Однако в июне этого же года Енисейское управление Ростехнадзора выявило «грубые нарушения при эксплуатации опасного производственного объекта» — рудника «Таймырский», которые представляли «непосредственную угрозу жизни и здоровью людей». Ростехнадзор также отмечал, что заполярный филиал «Норникеля» привлекается к ответственности за аналогичные правонарушения не в первый раз (а по данным Генпрокуратуры РФ, он был объектом проверок различных ведомств 493 раза).
Ответственные за нарушения на «Таймырском» были оштрафованы на 65 тысяч рублей. Работа в горных выработках рудника «Таймырский», где Ростехнадзор обнаружил серьезные нарушения, была приостановлена на 90 суток, за исключением работ «по приведению их в безопасное состояние».
В сентябре срок приостановки закончился. В октябре — трое погибших.
Год назад на некоторых предприятиях «Норникеля» проходила плановая проверка соблюдения трудового законодательства. Выяснилось, что на некоторых из них не соблюдается режим труда и отдыха; в трудовые договора не включены важные условия, в том числе связанные с оплатой; сотрудники рудников после отпуска или болезни допускаются к работе без прохождения обязательного медосмотра; не всем выдается спецодежда и средства индивидуальной защиты в полном объеме, либо срок их носки истек; некоторые работники допускаются к работе без проведения с ними в установленном порядке проверки знаний требований охраны труда.
О том, как «заботятся» об охране труда на предприятиях «МК» рассказал и один из работников медного завода:
- Летом температура в плавильном цехе доходит градусов до 60. Плавильщиков, бывает, из цеха на руках уносят, они от жары падают в обморок.
Руслан Абдуллаев, руководитель общественной организации «Мой дом» г. Норильск, выступающей в интересах жителей Норильска, рассказывает:
- В сфере трудовых отношений и производственного травматизма, можно сказать, отсутствует какой-либо контроль. Практически упразднили инспекцию труда, раньше это было 6-8 человек на большой город, где сосредоточено огромное количество промышленных предприятий. Сейчас это один человек, и то - бывший сотрудник «Норильского никеля». То есть, на мой взгляд, говорить о какой-то объективности здесь не приходится.
Абдуллаев привел еще один «говорящий» факт. Вплоть до этого года в Норильске все автодороги и тротуары посыпали так называемым шлаком — отходом металлургического производства. Его влияние на здоровье людей никем в Норильске не изучалось, но люди жалуются.
- Исследований никто не проводил, - говорит Абдуллаев. - Потому что у нас в целом медицина хромает и причинно следственные связи выявлять и привязывать их к использованию запрещенных антигололедных средств никто не стал. А наша организация не обладает такими возможностями. При этом, в 2015 году Роспотребнадзор запретил использование шлака, как антигололедного средства,.
Перестали посыпать дороги и тротуары черным порошком только после обращения в прокуратуру Красноярского края.
- Прошлым летом я работал в Талнахе (город-спутник Норильска), - рассказывает еще один житель города Алексей (имя по его просьбе изменено, - «МК»). - И наблюдал такую картину: доезжаю до моста через Норилку, а все деревья красные стоят, как осенью. Я знаю, что на одном из рудников постоянно рвались насосы, которые откачивают пульпу, и все это текло в реки. Все потравило, всю экологию вокруг, даже вечнозеленые ели красные стояли.
О том, что в Красноярском крае произошла подобная экологическая катастрофа, СМИ сообщали и в 2016 году. Река Далдыкан, что протекает рядом с Норильском, вдруг окрасилась в бурый цвет. В местных соцсетях появились фото багрово-красного потока, снимки распространили новостные ленты. Местные жители не сомневались: виновник экологического бедствия - Надеждинский металлургический завод. На предприятии от вины открестились, а в «Норникеле» пару дней молчали, а потом сообщили, что ничего страшного не произошло — смотрите, дескать, вода в реке нормального цвета.
Но скандал уже дошел до главы Минприроды, который поручил Росприроднадзору разобраться. И только после этого в «Норникеле» признали не только факт покраснения воды, но и причастность завода.
Объяснения были такие: дескать, шел ремонт, загрязненная вода находилась в специальной дамбе. А из-за аномальных дождей дамба не выдержала... Только вот многие тогда отметили, что погода-то стояла хорошая. И по данным «Гисметео» 5 сентября 2016 года в Норильске дождей не отмечалось.
- Интересно, что тот самый шлак, которым посыпали много лет дороги в городе, должны утилизировать, - говорит Руслан Абдуллаев. - А это стоит денег. Вот и получается, что вместо того, чтобы платить за утилизацию, шлак много лет продавали городу, еще и зарабатывая на этом.
За день до трагедии на «Таймырском» в Москве проходил форум экологов, организованный «Норильским никелем». Главная его тема была очень важной: «Ответственность бизнеса перед будущим. Технологии на стороне общества и природы».
Хочется надеяться, что в крупнейшей российской компании не только на словах, но и на деле поняли, как важно нести ответственность не только перед будущим, но и перед настоящим. И гибель шахтеров заставит пересмотреть нормы безопасности на предприятии.
"МК" послал официальный запрос в московский офис "Норильского никеля". Так что к этой теме мы еще обязательно вернемся.