По информации издания, старший прапорщик Алексей Смирнов, открывший огонь по невооруженным сотрудникам УСБ, объяснил свой поступок тем, что устал работать в полиции, где почти не бывает выходных и маленькая зарплата.
Участники расследования допустили, что, попытавшись задержать прапорщика за мелкую взятку и получив от него по несколько пуль, офицеры управления собственной безопасности невольно предотвратили другое преступление - массовое убийство пассажиров. Как пишет газета, Смирнов, не зная о слежке, носил табельное оружие не в кобуре, а в кармане, чтобы его быстрее и удобнее можно было применить.
Сообщается, что на Смирнова "особисты" вышли после того, как один из его коллег по УВД на Московском метрополитене попался на незначительной взятке. Согласно неофициальным данным, прапорщик, прослуживший в правоохранительных органах с десяток лет и не имевший нареканий по службе, занимался поборами с пассажиров, пойманных на мелких нарушениях. Это приносило Смирнову, с официальным ежемесячным заработком чуть более 50 тысяч рублей, около 10 тысяч рублей каждый день.
Как рассказали собеседники издания, за старшим прапорщиком и другими сотрудниками 5-го отделения было организовано негласное наблюдение. Скрытую спецаппаратуру установили даже в комнате, куда стражи порядка как правило доставляют задержанных. Сделанные с помощью нее записи и станут основной доказательной базой по делу Смирнова.
18 сентября, в среду, прапорщик на платформе станции "Рязанский проспект" остановил гражданина для проверки документов. У мужчины их при себе не оказалось, что и могло послужить основанием для помещения в клетку комнаты полиции на несколько часов.
Однако, поторговавшись с пассажиром, Смирнов согласился отпустить его за 2 тысячи рублей и пачку сигарет, которую тот и отдал прапорщику, положив в нее денежные средства.
Зафиксировавшие это оперативники УСБ уже на улице остановили предполагаемого взяткодателя, который дал им на камеру показания на прапорщика. Один из "особистов" после этого остался с пассажиром, а двое других его коллег направились в комнату полиции, куда затем пригласили понятых и виновника произошедшего.
После того как офицеры УСБ представились полицейскому и попросили показать им пачку сигарет с купюрами, тот неожиданно выхватил из кармана пистолет, взвел курок и выстрелил в оперативника УСБ старшего лейтенанта Максима Веялко, тяжело ранив его в область груди. Вслед за этим, согласно видеозаписи и свидетельским показаниям, прапорщик навел пистолет на заместителя начальника отдела УСБ подполковника Алексея Лимонова, велев тому лечь на пол.
По данным источников издания, в момент ЧП оба сотрудника УСБ были без табельного оружия и бронежилетов.
На задержания опасных преступников сотрудники УСБ обычно надевают индивидуальные средства защиты и берут с собой оружие. Однако прапорщик с его незначительными поборами угрозы, как предполагалось, не представлял, да и его задержание стало случайностью. При этом оперативники УСБ работали в подземке, где не рекомендуется без надобности появляться с оружием даже полицейским.
Пока прапорщик разбирался с Лимоновым, его раненый коллега внезапно для стрелявшего бросился к выходу из комнаты. Смирнов начал его преследовать, попутно выстрелив в лежащего на полу подполковника Лимонова, а затем и в пытавшегося уйти от погони Веялко.
Получивший еще два тяжелейших ранения сотрудник УСБ смог выбраться из метрополитена, выбежал на улицу, пробежал несколько десятков метров, упал и умер.
Как рассказал собеседник газеты, в управление Веялко перевелся менее года назад, а до этого служил в территориальной полиции. Он был из обеспеченной семьи - его отец и братья занимаются предпринимательской деятельностью, связанной с нефтепродуктами, - и с детских лет мечтал стать сыщиком.
Тем временем Смирнов вернулся в комнату полиции, чтобы добить Лимонова.
Закрыв дверь в помещение, прапорщик произвел еще десять выстрелов, нанеся подполковнику Лимонову пять ранений.
Так как патроны в ПМ Смирнова закончились, он вставил в него запасную обойму.
К тому времени третий оперативник УСБ вызвал на место ЧП своих напарников и медиков. Комнату блокировали и предложили прапорщику сдаться. Однако дверь помещения группе захвата открыл не Смирнов, а один из его коллег, все это время находившийся рядом со злоумышленником. Этот страж порядка во время инцидента не пострадал, но судя по записи с камер наружного наблюдения, не предпринял никаких попыток помещать стрелку, хотя и имел при себе оружие. Не пытался сослуживец убийцы оказать помощь и раненым офицерам. При этом прибывшим силовикам он рассказал о том, что разоружил прапорщика. Смирнов на самом деле уже стоял с поднятыми руками в клетке для задержанных, а его разряженный пистолет Макарова находился на столе.
Как выяснилось, за решетку посадил себя сам прапорщик, полагавший, что в ином случае его могут застрелить в ходе задержания.
Лимонов перенес ряд операций и, по прогнозам медиков, должен встать на ноги. В день ЧП его ребенку исполнился один год. У вдовы Веялко, по информации издания, сегодня день рождения.
Прапорщику Смирнову за посягательство на жизнь сотрудника полиции грозит уголовное наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Давая показания следователям, он пояснил, что открыл огонь, потому что "не хотел сидеть". Впрочем, принимая во внимание небольшую сумму взятки, он, по всей вероятности, отделался бы судебным штрафом, который не является полноценной судимостью.
По данным газеты, задержанный пожаловался на тяжелые условия службы и маленькую заработную плату - в последнее время он сильно уставал, поскольку из-за несанкционированных протестных акций, выборов в Мосгордуму и дня города ему несколько недель, как и другим стражам порядка, приходилось работать без выходных.
Источники издания также предположили, что у прапорщика могли возникнуть проблемы и психиатрического характера, - скоро его отправят на обследование.
"Мы не исключаем, что Смирнов находился в состоянии взведенного курка и огонь в случае какой-то конфликтной ситуации мог открыть не только по сотрудникам полиции, но и обычным пассажирам", - поделился своей точкой зрения собеседник газеты. Погибшего сотрудника УСБ и его раненого напарника собираются представить к награждению орденами Мужества.
Читайте материал: "Опубликована переписка расстрелявшего двух коллег в метро полицейского: "Все плохо""