Окончательный отчет МАК, как говорят его специалисты, будет опубликован в ближайшие дни. Но уже сейчас нет сомнений, что отказ техники был вызван воздействием внешнего фактора — стаи птиц, что привело к отказу силовых установок из-за потери взлетной тяги.
При этом в ходе работы комиссии МАК были проанализированы все факторы, которые в полете могли повлиять на возникновение чрезвычайной ситуации: предполетная подготовка воздушного судна и летчиков, их переговоры с диспетчерами, техническое состояние самолета, действия наземных служб и экипажа. Вся эта информация будет подробно представлена в окончательном отчете, который будет направлен в Росавиацию и Минтранс, а также владельцу воздушного судна — компании Royal Flight Limited и французскому бюро расследования — государства разработчика лайнера и его двигателей.
Напомню, летчикам, которые своими правильными действиями во время жесткой посадки смогли спасти жизни 226 пассажиров, президент Путин присвоил звания Героев России.
Однако, как это обычно бывает, за чьим-либо подвигом часто кроется чье-то конкретное разгильдяйство. В данном случае подозрение падает на представителей службы орнитологической защиты аэродрома. Однако, по информации источников «МК» в ЛИИ им Громова (ему принадлежит взлетная полоса аэродрома), специалисты-орнитологи непосредственно перед вылетом этого рейса тщательно проверили ВПП на предмет возможной миграции птиц. Ситуация была нормальной. Но ЧП, как теперь окончательно выяснилось, случилось не из-за сезонной миграции птичьих стай — она тут ни при чем. В двигатели самолета попали не «мигранты», а местные чайки, живущие на стихийных городских свалках, контроль за которыми должны осуществлять городские власти подмосковного Жуковского. По поводу неконтролируемого роста таких свалок в опасной близости к аэродрому, руководство ЛИИ им. Громова не раз обращалось с жалобами в прокуратуру, инициируя разбирательства по этому поводу.
И вот теперь, не дожидаясь официального отчета комиссии МАК, после которого тяжбы на предмет, кто виноват и что делать, видимо, еще продолжатся, владелец терминалов аэропорта «Рампорт Аэро», арендующий взлетную полосу у ЛИИ им. Громова, решил самостоятельно оснастить ВПП дополнительными средствами защиты от местных птиц, пирующих на свалках и помойках вблизи нового подмосковного аэропорта.
Это будут биоакустические отпугиватели, которые воспроизводят запись криков хищников или тревожные звуки пернатых собратьев, оповещая на понятном для птиц языке об опасности. А также зеркальные шары — сферы весом чуть более килограмма, закрепленные на шестах и оклеенные мелкими зеркалами. Раскачиваясь на ветру, они создают световые блики, особо яркие в солнечную погоду. Крылатые нарушители воздушного пространства их боятся и стараются облетать аэродромную зону ВПП.
Такие эффективные и недорогие средства защиты уже были установлены на аэродромах Вологды, Белгорода, подмосковного «Шереметьево», где очень хорошо себя зарекомендовали.
...Остается лишь один вопрос: действительно ли, чтобы местным чиновникам договориться, кому наводить порядок в районе аэродрома Жуковский, так уж необходимы были все эти прокурорские проверки, расследования МАК, героические действия пилотов и испорченные нервы сотен пассажиров?
Читайте также: После инцидента с А321 аэропорт обезопасят от птиц «зеркальными шарами»