3 сентября стало известно о смерти в московском НИИ имени Склифосовского 19-летней студентки, захлебнувшейся в одном из аквапарков Турции. 22 августа ее извлекли из воды в бессознательном состоянии и больше недели пытались спасти, но ни турецким, ни российским врачам это не удалось. В этот же день стало известно о смерти — аналогичном утоплении в бассейне в турецкой Аланье — шестилетней девочки. Ранее в августе в Турции погибла еще одна юная россиянка — 12-летней девочке засосало руку в трубу бассейна, и ни отец, ни персонал отеля не успели вовремя отключить насос и достать ребенка из воды.
Потоком идущие сообщения заставляют задуматься: что же происходит на курортах Турции, которые россияне привычно считают оптимальными по соотношению цены и качества? Не секрет, что большинство едущих на турецкие курорты соотечественников привлекает знаменитый турецкий формат all inclusive. В 1990-е годы, когда формировался имидж турецкой гостиничной отрасли для россиян, о прекрасном качестве турецкого отдыха (применительно к расценкам) говорили все побывавшие в стране. Однако с тех пор многое изменилось.
- Сейчас многие отельеры Турции обсуждают вопрос закрытия формата all Inclusive, - рассказывает «МК» профессор РАНХиГС Галина Дехтярь. - Дело, в том числе, и в том, что наши граждане начали «воротить нос» от кислого турецкого вина и напитков. Известны и случаи отравления, в том числе, со смертельным исходом. Учитывая, что новое поколение туристов более требовательно, этот формат начинает терять популярность.
Что касается безопасности на воде, то, как рассказала Дехтярь, спасатели в турецких отелях есть — но далеко не во всех. Учитывая количество купающихся (как в море, так и в бассейнах и аквапарках), единственный способ как-то обеспечить безопасность ребенка — это постоянно быть рядом.
В Турции существует примерно такая же, как в России, система норм санитарии и безопасности для туристической индустрии, отметила Дехтярь. «К сожалению, нормы толком ни от чего, в том числе, от недоброкачественной пищи, не страхуют, - добавила эксперт. - Проверки бывают, но зачастую заканчиваются попустительством».
Еще пару десятилетий назад, в «доцифровую» эпоху, отели Турции были более надежным вариантом отдыха. Как отмечают турецкие социологи Дурмыш Акар и Хасан Шеноль, за последнее время сменился подход к ценообразованию в этом бизнесе. Если раньше цена формировалась из себестоимости и спроса, то сейчас правит бал другая концепция: издержки «подрезаются» под цену, которая определяется только конкуренцией и рыночным позиционированием. Во что это выливается в массовом, бюджетном секторе — пояснять излишне.
«Если в традиционном подходе издержки определяют цену, то сейчас цена определяет себестоимость, - отмечают исследователи. - Если раньше снижение издержек достигалось за счет непроизводительных потерь, то теперь издержки «режутся» уже на этапе создания нового товара или услуги. Наконец, если раньше снижение издержек и реакция клиентов никак друг с другом не коррелировали, то сейчас оптимизация себестоимости делается именно на основании жалоб и поощрений клиентов».
Кроме того, подчеркивают Акар и Шеноль, международные стандарты качества обслуживания не относятся к одной-единственной категории сервиса — all inclusive, поскольку в этой категории декларируется доступность всего сервиса. Внутри этой категории, разумеется, есть свои ранги, а для каждой из национальных туристических отраслей содержание понятия «все включено» будет разным.
Понятно, что если национальный стандарт отсутствует (например, стандарт — на то, сколько спасателей должны работать в бассейнах и на пляже отеля, и должны ли вообще), а издержки отелей ради привлекательной цены «режутся» с оглядкой только на рекламации — такие невидимые клиенту, но необходимые вещи, как контроль питания и спасатели на воде, легко оказываются в списке на «оптимизацию». И безопасность отдыха в Турции, получается, страдает одной из первых — раньше, чем мягкость полотенец и наполнение шведского стола. А потом — встречаем «грузы-200»...
Читайте материал «У погибшей в Турции россиянки изъяли женские органы»