Ловили как "Черную кошку": история одной из самых опасных банд России

Следователи СКР раскрыли подробности дела музейных налётчиков

В Замоскворецком суде столицы продолжается процесс по делу о краже года — хищении картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Задержанный за это преступление Денис Чуприков никак не объясняет свой поступок.

А вот для бандитов из Нижнего Новгорода кражи произведений искусств были почти что побочным видом деятельности. Их брали почти как знаменитую «Черную кошку» из детектива братьев Вайнеров. С погоней, стрельбой, шумовыми эффектами и патрульным вертолетом. Брали как настоящих гангстеров — и очень удивились, что на их совести ограбления аж трех музеев в Кинешме, Вязниках и Плесе. В канун своего профессионального праздника следователи управления СКР по Нижегородской области рассказали «МК» удивительные подробности этого детектива.

Следователи СКР раскрыли подробности дела музейных налётчиков

Последняя гастроль «артистов» пришлась на 13-е по счету разбойное нападение в ноябре 2016 года. Брали осторожных обнальщиков, поэтому готовились тщательно. План налета разработал лидер Олег Пронин. В то время он уже был в розыске за ограбление банка, где, по сути, гангстеры «спалились» как мальчишки. Пронин скрывался в Подмосковье и одновременно руководил своими «товарищами по оружию».

Идея была проста. На двух машинах они догоняют тачку черных финансистов. Совершают ДТП и под дулами автоматов забирают наличность. Но в ситуацию вмешался непредвиденный случай...

— В общем-то, те люди, которые впоследствии стали бандой, не сразу собрались в том составе, когда их задержали, — рассказывает заместитель руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Нижегородской области подполковник Алексей Ермаков. — Сначала они «работали» втроем, и довольно успешно — Пронин плюс два его товарища Владимир Корочкин и Сергей (имя изменено, разбойник находится в розыске).

— Как они нашли друг друга и какое у них было первое дело?

— Все они жители Автозаводского района Нижнего Новгорода. Молодые люди очень сильно не хотели работать за зарплату. С этого все и началось. Сначала «взяли» ломбард. Он находился в доме сталинского типа на первом этаже, который отведен под магазины. Там большие арочные окна, через которые шикарно просматривается, что творится внутри, и метровые стены. Так они вычислили, что ценности после рабочего дня хранили в специальной комнате. Проникли в подвал, где дверь особо не запиралась. Подготовили рабочую одежду, инструмент, «болгарки» и в течение нескольких дней пропилили люк в плите, можно только представить, какой она была ширины! Вынесли ценностей больше чем на 4 миллиона рублей. Все продали как лом.

— Неужели никто из жильцов не обратил внимания на шум?

— Старались работать в такое время, чтобы местные жители думали, что идут ремонтные работы. Пилили только днем, а спецодежда была как маскировка.

— А какой у них был самый большой куш?

— В одном из ломбардов они взяли товара на 35 млн рублей. Но они еще грабили банки. Три эпизода кражи произведений искусств стоят особняком. Преступники их для себя не выделяли. К кражам полотен они относились так же, как к ограблению любого финансового учреждения.

Кинешма. Картинная галерея

На досуге Пронину в голову пришла мысль, что можно неплохо заработать на краже ценных картин. Он понимал, что их усиленно ищут и нужно поменять географию и стилистику нападений, чтобы сбить с толку сыщиков.

«Едем в Ивановскую область, — сказал как отрезал подельникам Олег. — Нужно осмотреться на месте! Будем брать музей, — почти как следователь Мячиков из рязановских «Стариков-разбойников».

Через пару дней мужчины были рядом с галереей.

Что такое музей в небольшом провинциальном городке? Скромное двухэтажное здание, которое одной стеной примыкает к подъезду жилого дома. Злодеи обратили внимание, что у строений к тому же один чердак. Попасть внутрь решили используя эту конструктивную особенность. Но до этого они с умным видом бродили по залам, высматривая добычу. Глаз положили на две картины, к которым была подведена сигнализация. Как выяснилось, осознанно.

— Естественно, никакого искусствоведческого образования у разбойников не было и никто из них художественными наклонностями не отличался! — смеется Алексей Юрьевич. — Принцип был такой: если картины есть и их усиленно охраняют, значит, они стоят денег!

— Как воры попали внутрь?

— Поступили оригинально. На чердаке пропилили небольшой лаз в потолке музея, через который можно было вытащить картины. Они были небольшого размера. В обыкновенном хозяйственном магазине купили телескопический шест, им пользуются маляры для покраски стен. Прикрепили на конец веревку с крючком и вытащили первый холст — картину «Базар» работы Вячеслава Бычкова. Однако со вторым им не повезло. То ли веревка попалась некачественная, то ли картина оказалась слишком тяжелая, но факт остается фактом — шнур оборвался, сработала сигнализация, и «рыбакам» пришлось ретироваться! Слава богу, они не смогли продать «Базар».

— То есть бандиты и правда изобретательные...

— А вы как думали! Чтобы вы понимали, с кем мы имели дело, приведу вам один пример — нападение на обнальщиков. Оно как раз и произошло между эпизодами хищения картин. Понятно, что перевозчики «черной кассы» — люди предельно осторожные. Поэтому преступники готовились к нападению тщательно. Следили за передвижением перевозчиков около месяца. И в очередной раз проявили свою буйную фантазию. Пригнали из Москвы «Пежо». Нашли такое же по цвету авто в Нижнем и украли номера, чтобы поставить на свою машину. Сняли неподалеку квартиру, чтобы отсидеться после нападения. Но самое интересное — двое переоделись в женские платья и натянули на себя парики. Грабители смогли умыкнуть один из двух мешков с наличностью и на этом деле «заработали» 15 млн рублей. Кстати, этот налет помог организовать бывший оперативник, который вступил в ряды преступников после выхода на пенсию. Объяснял это тем, что заявлений от таких людей не будет.

— Я так понимаю, после Кинешмы были Вязники?

— Да. Но там у злоумышленников все пошло не так, как они задумывали.

Лаз, который проделали преступники, чтобы добраться до ценностей.

Владимирская область. Вязниковский историко-художественный музей

Музей в Вязниках — старинное трехэтажное здание с монументальными колоннами на фасаде, которое огорожено забором. Криминальный квартет наблюдал за ним около недели.

— Бандиты вычислили, что сторож музея, который круглосуточно там дежурит, — обыкновенная женщина, — продолжает рассказ Ермаков. — Они подметили, что она, провожая сотрудников до ворот, любит поболтать, прежде чем закрыть ставни. Преступники решили воспользоваться этой особенностью. Пока сторож вела беседу, мужчины за ее спиной проникли в помещение. Однако они планировали, что забегут, схватят выбранные полотна и убегут. Но все пошло по другому сценарию.

— Женщина их заметила?

— Сотрудница крайне ответственно подходила к выполнению своих должностных обязанностей. Она прикрыла дверь, ведущую в главную галерею, и далеко злодеи пройти не смогли.

— Попали в западню!

— Все верно! Им пришлось спрятаться и дождаться ее возвращения. Как только женщина вернулась обратно, ее пристегнули наручниками к перилам и забрали ключи. Через несколько минут у них на руках находились картины. Взяли полотна Ивана Шишкина «Лес. Ели», Константина Коровина «Рыболов» и Станислава Жуковского «Первый снег». Кстати, полотно Шишкина «Лес. Ели» сейчас до сих пор находится в Белоруссии. Силовики братской республики ее изъяли в ходе задержания наркоторговцев. А вот картину «Первый снег» воры попросту выбросили в лесу, покидая место преступления, потому что рама была слишком тяжелая. «Рыболова» продали неизвестному покупателю в Москве.

Плес. Дом-музей Левитана

Незадолго до нападения главарь принял в ряды банды высококлассного водителя Юрия. Они на мотоцикле японского производства приехали в тихий провинциальный Плес. Несколькими ударами кувалдой выбили окно в доме-музее Левитана. Злодеи не побоялись сигнализации. Почему, кстати?

— Рассчитали все до мельчайших подробностей. Были уверены, что полиция не успеет. Действо заняло несколько минут. Ценность картин для них определялась вместимостью рюкзака. На мотоцикле увезли пять полотен Исаака Левитана: «Розы», «Речная заводь», «Полустанок», «Косогор» и «Овраг за забором». После ликвидации банды эти произведения были возвращены музею.

Коробки с похищенным в одном из подвалов Нижнего Новгорода.

— Как все-таки удалось выйти на след преступников?

— Пронин сделал глупейшую ошибку. И кто бы мог подумать — голова и идейный вдохновитель. 10 мая 2016 года для работников одного из банков Нижнего Новгорода началось с сюрприза. Женщины после майских праздников зашли в офис. Каково же было их удивление, когда неожиданно распахнулась дверь туалета и на пороге появились двое статных мужчин в масках. Почерк один и тот же: пропилили лаз. Сотрудниц сковали пластиковыми наручниками, забрали денежки и были таковы!

— Сколько взяли денег и в чем была их ошибка?

— По их меркам не так уж и много — 5 миллионов рублей. А на место преступления они приехали на машине, арендованной на имя… Олега Пронина! И номера попали в поле зрения камеры. Да еще потом они спрятали авто на парковочном месте Владимира Корочкина, который тоже участвовал в ограблении. Обоих объявили в федеральный розыск. Их задержали в Московской области.

Всякому жулью известно: находиться в бегах — удовольствие довольно дорогое. Пронину не хватало денег, но он постоянно был на связи с подельниками. Чтобы поправить материальное положение, спланировал 13-е и последнее по счету нападение на нелегальных перевозчиков наличности. Они подготовили оружие, рации и глушилки сигналов сотовой связи. На помощь, через знакомых, пригласил двух самбистов из Белоруссии...

Финал. Федеральная трасса Нижний Новгород — Саратов

«Субару» и «УАЗ» на небольшом расстоянии друг от друга крались за неприметной машиной. За бортом слегка подмораживало. С ночного неба временами сыпала мелкая снежная крошка вперемешку с дождем, причудливо кувыркаясь в свете фар. На коленях у налетчиков лежали автоматы, в карманах — заготовленные наручники и маски. За рулем внедорожника сидел все тот же лихач-мотоциклист Юрий, отличившийся в Плесе. Его задача — таран автомобиля финансовых махинаторов. Приближался 50-й километр автотрассы.

«Юра, давай!» — поступила команда водителю. Махина ускорилась и одним ударом выбросила старенькую иномарку на обочину. Бандиты выскочили на улицу. Воздух разрезали автоматные очереди. Трое пассажиров сидели в ступоре — пули их не задели. В свете фар были видны ссадины и шишки на перекошенных от страха лицах. У водителя со лба капала кровь. Их сковали и уложили на обочину. Один из бандитов с «калашом» наперевес остался охранять очумевших людей и присматривать за дорогой. Остальные занялись поиском денег. Вот тут-то и вмешался в ситуацию случай, предусмотреть который было практически невозможно!

— С ужина возвращались сотрудники ДПС, — рассказывает Алексей Ермаков. — Они едут сытые, в прекрасном настроении! Наматывают километры по вверенному участку. И вдруг видят нестандартное расположение транспортных средств на проезжей части — моргают аварийки, люди лежат на обочине. Они думают: это обычное ДТП, что, естественно, и должен подумать любой уважающий себя сотрудник ДПС!

— Полицейские не понимали, что происходит вооруженный налет?!

— Конечно, нет! Патрульные начинают парковаться рядом с местом происшествия. Хотят в первую очередь помочь людям и оформить протокол! Один из бандитов открывает огонь по их машине. Пуля разбила заднее стекло и застряла в стойке. Естественно, сотрудники ДПС не привыкли к такому пренебрежительному к себе обращению! Что они делают? Парни не вступили в перестрелку, а ушли с линии огня и вызвали подкрепление. Стражи порядка сначала даже не поняли, что их пытаются нейтрализовать из автомата. Они думали, что огонь ведется из охотничьего оружия.

— А что после этого стали делать преступники?

— У них не завелась «Субару», и они на «УАЗе» пытались уйти от погони. По тревоге был поднят личный состав, даже работал вертолет. Бандиты заблудились, проехали мелкую деревушку, попали на поле, где «уазик» благополучно отказался ехать. Они разбежались по лесному массиву. К утру всех четверых благополучно поймали.

Сейчас практически все члены банды осуждены. Кстати, организатор и идейный вдохновитель Пронин получил чуть ли не самый меньший срок — 9 лет лишения свободы. Меньше лишь у Владимира Корочкина — 8,5. Оба заключали сделку со следствием. Другим участникам ОПГ присудили от 10 до 14 лет тюрьмы. Еще один гангстер до сих пор находится в розыске, другой ожидает суда в местном СИЗО.

Скорее всего, и столичный любитель живописи Чуприков, как его нижегородские «коллеги», навскидку не отличит Куинджи от Айвазовского. Грабители музеев и картинных галерей — такие же обычные гопники, как те, кто выносит ценности из ломбардов и ювелирных магазинов. И любовь к деньгам у них уж точно превалирует над чувством прекрасного.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28031 от 25 июля 2019

Заголовок в газете: Крадут они охотно старинные полотна

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру