И здесь можно вспомнить откровенное интервью итальянского наемника Франческо Ф., который рассказал журналистам Сorriere della Sera о своей службе в неонацистском батальоне «Азов», базирующемся на востоке Украины под Мариуполем. «В нашем батальоне 85 иностранных бойцов, много шведов, много русских, но и французов, славян, 7 итальянцев. Мы офицеры, но есть и другие, о которых нельзя говорить. Каждую неделю поступает до сотни предложений от новых волонтеров, и нас уже 1,2 тыс. человек. Законы можно обойти», — рассказывал он.
Франческо Ф. — это 57-летний Франческо Саверио Фонтана (Фальконе), который в 2014 году отправился из Турина на Украину воевать в составе полка «Азов». Свои мотивы он объяснял просто — хотел отомстить за деда, который погиб во время Второй мировой, сражаясь за фашистов. Дед Луиджи Фальконе воевал в составе 67-го берсальенского батальона 3-й моторизованной дивизии в составе 8-й итальянской армии, пропал без вести во время боя на Среднем Дону. Надо ли говорить, что внук исповедует ту же идеологию, что и дед. Его кумир — Муссолини. В Италии он участвовал в деятельности ряда праворадикальных групп. Например состоял в «Национальном авангарде» и «Фронте молодежи». Боевым крещением Фонтана на Украине стало участие во взятии Мариуполя весной 2014-го, во время которого были убиты 4 милиционера и 6 мирных жителей города. Позже Франческо Фонтана взял на себя волонтерскую миссию по привлечению в «Азов» новых интернациональных бойцов. В полку он был известен под позывными «Дон», «Дядюшка», «Стэн»... Одной из главных точек вербовки на войну в Донбассе стал Турин...
Именно в Турине итальянская полиция и раскрыла ячейку ультраправой группировки, следить за которой начали еще год назад. Среди задержанных — бывший инспектор итальянской таможни 50-летний Фабио дель Берджоло, у которого и обнаружили дома арсенал вооружения и новенькую французскую ракету, то ли подготовленную к продаже, то ли к дальнейшему использованию… Помимо винтовок и пистолетов у Берджоло была обнаружена целая коллекция различной фашистской символики: от штандартов и вывесок со свастикой до таблички с названием улицы Адольфа Гитлера. Поскольку итальянская полиция указывала, что члены задержанной группировки воевали в Донбассе, то почти с уверенностью можно сказать, что Берджоло подвизался в «интернациональной бригаде» полка «Азов» и был одним из завербованных Фонтаной. В рядах «сепаратистов» с такой идеологией ему делать было нечего.
К слову, в рядах ополчения ЛНР и ДНР также сражались итальянцы. Например, известный Антонио Катальдо (Antonio Cataldo), бывший снайпером в ополчении ЛНР, который затем отправился в Сирию помогать правительственным войскам Асада. Но кумиром этих иностранных легионеров является вовсе не Муссолини, а Че Гевара. И на футболках у них не свастика, а чаще всего — звезда.
Интернациональная бригада полка «Азов», напротив, ориентирована исключительно на поклонников неонацистской идеологии. Не зря иностранные СМИ называют ее «неонацистским интернационалом». Причем, как рассказывал в интервью польской газете Rzeczpospolita командир интернациональной бригады «Азова», француз Гастон Бессон, в бригаде хватает итальянцев. А в ежегодном отчете антифашистского центра Hope and Hate имеется специальный раздел «Вербовка на Украину», где рассказывается как раз о деятельности «видного итальянского неофашиста Франческо Фонтаны». В 2015-м он вербовал наемников в «Азов» в Великобритании, в 2016-м — в Бразилии. Это подтверждал журналистам и бразильский следователь Пауло Сезар Жардин, который вел дело по отправке в Донбасс поклонников Гитлера, живших в южном бразильском штате Риу-Гранди-ду-Сул. В общем, полк «Азов» стал прибежищем для радикалов многих стран, грезящих фашистским реваншем. Сейчас украинские СМИ старательно перевирают сообщения итальянских агентств, рассказывая, что задержанные не имеют к полку «Азов» никакого отношения. И неудивительно, ведь это некогда добровольческий батальон сейчас входит в официальную структуру — МВД. Глава министерства Арсен Аваков, кстати, на днях вызывал к себе посла Италии в Незалежной, потребовав от того в ультимативной форме разрешения ситуации с приговором украинцу Виталию Маркиву, нацгвардейцу, обвиняемому в убийстве итальянского журналиста Андреа Рокелли. Суд города Павия приговорил его к 24 годам заключения, притом что прокурор требовал 17 лет. Представителю семьи Рокелли потом негласно пояснили, что семь лет Маркиву накинули из-за «бесновавшихся в зале» украинских националистов, которые оскорбляли суд. По всей видимости, в Италии больше не намерены мириться с украинскими радикалами, а заодно и с местными фашистами.