Как стало известно «МК», отец Поликарп сам обратился в медсанчасть лавры около 21.00. Он попросил обработать раны. Сидоров был спокоен, как будто речь шла об укусе топора или царапине от бритвы. Но работница медпункта пришла в ужас. 62-летний монах истекал кровью — его ударили в живот, бедро... Состояние Сидорова усугублялось тем, что он страдает сахарным диабетом (его хорошо знают местные медики). А при таком заболевании ранения сами собой не заживают.
В итоге отца Поликарпа госпитализировали — скорее, против его воли, он даже полицию не хотел вызывать. В больнице выяснилось, что у него задета печень, но в целом прогноз, к счастью, благоприятный.
— Прекрасно себя чувствую, скоро снова готов служить Богу, — категорично заявил отец Поликарп репортеру «МК». — Поймите, у каждого человека есть свои пороки. Есть минусы, есть плюсы.
Отец Поликарп не стал называть имя нападавшего. Он заявил, что «какой-то бесноватый» напал на него на улице. Также монах не хотел вызывать правоохранителей. Лишь позже стало известно, что в нападении подозревается отец Севастиан. Вечером чересчур возбужденный Запольнов подошел к Сидорову и стал бить его ножом.
В качестве рабочей была высказана версия конфликта из-за записок мирян. Дескать, священнослужитель заподозрил монаха в том, что тот тайком принимает от прихожан записочки с вознаграждениями. Но пострадавший отец Поликарп это не подтверждает. Да и вряд ли любой на его месте подтвердил бы:
— Вы что! Я ему даже 1000 рублей давал взаймы, мы дружили. Он вообще лучше меня.
Наверное, каждый злодей мечтает о таком потерпевшем. Но уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» не предусматривает примирения даже в церкви. Так что Николая Запольнова ждут очень нелегкие времена.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ:
Всеволод ЧАПЛИН, священник Русской православной церкви, протоиерей, бывший председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества, настоятель храма Феодора Студита у Никитских ворот:
— Что-то не так в нашем королевстве. К сожалению, в последнее время многие люди приходят к церковному служению полуслучайно, без внутренней чистоты, горения и выстраданности. Дисциплинарно-нравственного контроля становится все меньше. В любом случае как служитель церкви игумен Севастиан должен был знать, что даже в качестве самообороны священник не имеет права пользоваться оружием и проливать кровь. О Николае Сидорове — иеродьяконе Поликарпе, нам известно только то, что 25 августа 2017 года он был выведен за штат с правом перехода в Армавирскую епархию. Этот переход не обязательно был связан с непослушанием иеродьякона. Так бывает, что священнослужителя приглашают в другое место, он получает устное разрешение от преподобного, и тогда в течение 3 месяцев человек должен покинуть прежнюю обитель. И если по каким-то причинам новое место ему не приглянулось, вернуться назад ему будет сложно. Служение на прежнем месте ему будет запрещено. Несмотря на то что этим делом занимаются правоохранительное органы, наверняка также будет проведено и каноническое расследование.
Андрей КУРАЕВ, религиозный и общественный деятель, писатель, богослов, философ, публицист, автор официального учебника по Основам православной культуры, протодиакон Русской православной церкви:
— По моим сведениям, игумен Севастиан занимал в лавре должность уставщика — главного знатока богослужений, и даже являлся составителем какой-то церковной книги. Его глубокие знания церковных обрядов глубоко чтили многие отцы. Версии о том, что два человека не поделили деньги, поданные за записки, верить не хочется. Дело в том, что записки, как правило, принимаются несколькими монахами, а пожертвования сдаются в личную кассу монастыря. Все происходит без единоличных интересов. При этом я соглашусь, что сейчас существует отдельная проблема хамства церковных служащих, которые принимают записки и при этом исторгают брань по поводу разных людей.
СЛУЧАИ НЕАДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ РПЦ
1. В начале нулевых случился конфликт между чукотским епископом Диомидом Дзюбаном и его братом — он не захотел переходить вслед за епископом в секту, которую не принимает Русская православная церковь. Братья дрались чуть ли не до крови.
2. Архимандрит Исайя Белов был очень уважаемым священнослужителем — его перу принадлежит учебник по догматическому богословию, который до сих пор изучают студенты в духовных семинариях. Но однажды он повредился рассудком — снял рясу и начал бегать по улицам в обнаженном виде. Архимандрита пришлось отправить в клинику для душевнобольных.