– Существует ли статистика подобных ДТП с вдруг отключившимся водителем и по какой причине это могло произойти?
– К сожалению, российская ГИБДД не ведет подобной статистики, от чего скончался водитель - от сердечного приступа или от гипертонического криза. Хотя, например, по водителям, совершившим аварии в состоянии алкогольного опьянения, цифры есть. Можно ссылаться на данные NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration - Национальное управление по безопасности дорожного движения, подразделение министерства транспорта США), они очень детально разбирают у себя причины каждой аварии, в том числе и по таким инцидентам, когда водителю стало плохо и он потерял сознание. По их сведениям, примерно от 200 до 300 человек в Америке ежегодно погибают на дороге в результате внезапных причин, связанных со здоровьем. И это обстоятельство, кстати, является аргументом, что нулевая смертность за рулём невозможна, недостижима в принципе.
– Так как не все зависит от самого человека?
– Да, существует очень много факторов, приводящих к летальным последствиям, но напрямую с нарушением ПДД не связанных. Тут никак не предупредишь и не предугадаешь. Тромб оторвался, острый инфаркт... В России на первом месте по причинам смертности - сердечно-сосудистые заболевания. Все, что угодно может случиться. Но у нас в этом плане, к сожалению, главное найти виновного, кто не справился с управлением транспортным средством, а почему это произошло, обычно не конкретизируется.
– Все мы знаем, что мотоцикл более травмоопасен, чем тот же автомобиль. Существует какой-то возрастной порог, после которого не рекомендуется его водить?
– Реально каких-то возрастных ограничений в плане вождения нет и не должно быть, хотя в некоторых странах существует отсечка - от 75-80 лет. В 59 лет (как было Сергею Доренко) это человек в самом расцвете сил. Но все, конечно, зависит от состояния здоровья. Гипертония, например, не является показанием к ограничению вождения, при этом гипертонический криз может настичь каждого в любую минуту, он развивается достаточно быстро. Правда, во многих случаях люди, почувствовав сильную боль и недомогание, успевают вовремя остановиться.
– Могут ли другие участники дорожного движения понять, что происходит что-то не то?
– Это уже давно изученная специалистами ситуация на дороге. Когда водитель теряет контроль, необязательно ему стало плохо, допустим, заснул за рулем, его машина начинает относительно плавно отклоняться от прямолинейной траектории. В неуправляемом режиме видно, как транспортное средство движется под небольшим углом. Такое движение говорит о том, что человек по какой-то причине резко потерял сознание.
– Как должны в этом случае поступать окружающие?
– Тормозить. Согласно ПДД. Других вариантов нет. Кстати, в ситуации с Сергеем Доренко, я посмотрел видео, абсолютно все водители строго следовали правилам. И поэтому никакого наезда на мотоцикл и на пилота не произошло. Других жертв удалось избежать.
– Вы были знакомы с Сергеем Доренко. И в своем прощальном посте на странице в соцсети очень пронзительно высказались о нем...
– Да, мы были знакомы много лет. Я восхищаюсь его характером, его талантом, харизмой, внутренней энергетикой. Он находился на самом подъеме, у него было много планов. Именно Сергей дал мне дорогу на радио, мы начали делать короткие 15-минутные выпуски про «Синие ведерки». Потом они выросли в полноценную передачу. Созванивались недавно... Невозможно поверить в то, что его больше нет.
– Умер, как жил, написали многие, на высокой скорости.
– Это большая и невосполнимая потеря. Таких людей мало. Я благодарен ему за все.
Читайте также: "Парадоксальная жизнь и внезапная смерть Сергея Доренко: "Становился все свободнее"