Пять главных вопросов о катастрофе в Шереметьево

Почему самолет не встречали пожарные

Одной из версий гибели людей, которая рассматривается сейчас Следственным комитетом, названа недостаточная квалификация наземных служб. Почему пожарные службы не встретили подлетающий самолет, терпящий бедствие, прямо на полосе и не начали тушить его моментально? Может, пожарные — тоже ведь люди — боялись, что самолет вот-вот взорвется? Почему не додумались заранее пролить посадочную полосу пеной? Почему людей, эвакуирующихся из горящего самолета, никто не принимал на земле? Вопросов к тушению и спасению в этой авиакатастрофе — уйма. Попробуем разобраться.

Почему самолет не встречали пожарные

1. Почему самолет «пошел на грозу»

— Нынешнее состояние всех современных самолетов в авиационном парке позволяет совершать полеты во время гроз, — говорит начальник Ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин. — Молния не должна приводить к непредвиденным ситуациям. Опасным может стать вход в грозовые облака, который сопровождается попаданием в воздушные ямы и обледенением. Бывает и сдвиг ветра при такой метеорологической обстановке, когда самолет может вылететь за пределы полосы, но, опять же, это не наш случай. Все остальное — не страшно. Скажу больше, молнии попадают в самолеты постоянно. Бывает, плавится стекло, фонари, но у аппаратов есть грозозащита. Например, в Сочи постоянные грозы: летние, зимние, и ничего, аэропорт работает в штатном режиме. Пилоту аэронавигация дала разрешение на взлет, значит, ситуация была не критической. Он был предупрежден о кучево-дождевой облачности, должен был быть готов. Помимо этого вчера гроза была не сильной, и более чем за час до взлета грозовой фронт уже сместился из «Шереметьево».

2. Почему самолет не встречали пожарные

— «Шереметьево», как и любой аэропорт, имеет категорию, — говорит независимый пожарно-технический эксперт Сергей Назаров. — И есть международная организация гражданской авиации (ICAO), которая определяет требования к конкретному аэропорту, в том числе к обеспечению его пожарной безопасности в аварийных ситуациях.

Смотрим документы ICAO, которая разделяет все аэропорты на 10 категорий по параметрам самолетов, которые аэропорт способен принять. Размеры самолетов определяют и технику, которая должна находиться в аэропорту, чтобы устранить возникший пожар. «Шереметьево» относится к 9-й категории. Согласно требованиям ICAO в штате аэропорта должно быть не менее трех пожарных машин с установленной турелью (установка для крепления пожарных шлангов. — «МК»). Пожарная техника должна обладать общей пропускной способностью 9000 литров воды в минуту, также в аэропорту должно храниться минимум 24 300 литров воды и не менее 450 кг химических средств пожаротушения.

— Пожарная охрана аэропорта — подчеркну, не МЧС, а внутренняя — должна обеспечить одномоментную подачу определенного количества воды и пенообразователя. Если это не обеспечивается, аэропорту не подтверждается категория и тяжелые самолеты не могут туда садиться. И все типичные аварийные ситуации для аэропорта прописаны, как и действия спасательных служб, — объясняет Назаров.

Смотрим далее. Решение о выдвижении спасательной техники на взлетно-посадочную полосу принимает ответственный за безопасность аэропорта сразу же после получения сигнала тревоги с самолета. Вот что говорится в руководстве по аэропортовым службам ICAO от 2015 года: «Тактическое принятие решения начинается в тот момент, когда звучит предупредительный сигнал и продолжается при дальнейшем выполнении полета по маршруту… план размещения специальной техники, с учетом различных типов воздушных судов, использующих конкретных аэродром, должен быть задокументирован и известен сотрудникам спасательных служб».

Теперь пробуем рассуждать по ситуации. Самолет какое-то время находится без связи, диспетчеры толком не знают, что там происходит. Когда самолет пошел на второй круг, как минимум могло быть понятно, что пожара на борту нет и что шасси работают. Поэтому пеной полосу не проливали — это делается в случаях, когда предполагается, что самолет будет садиться на брюхо.

Пожарные тем временем получают автоматический сигнал, который обязывает их в течение трех минут надеть огнезащиту и вывести технику из гаражей. После этого они ждут от диспетчера сообщения о том, какой именно самолет будет садиться, на какую полосу и в каком направлении. Они направляются к месту приземления — пока лишь предполагаемому — и встают так, чтобы не стать помехой самолету, не ближе 120 метров от взлетно-посадочной полосы.

Как только самолет приземляется, машины срываются с места и несутся следом. Скорость самолета при этом может быть до 300 км/ч. А пожарные машины, конечно же, такую скорость развить не могут, как бы ни старались водители.

— Современные пожарные машины могут развивать скорость до 120 км/ч, — говорит эксперт.

Поэтому-то пожарные и появляются у самолета спустя несколько секунд после его остановки. Они разворачивают пожарные стволы и начинают тушение, а тем временем люди уже эвакуируются. 

Полное видео авиакатастрофы в Шереметьево: пассажиры спасались сами

Смотрите видео по теме

3. Почему пожарные «плохо тушили»

Сергей Назаров отметает предположения, дескать, пожарные могли «не спешить» к самолету из-за страха его взрыва.

— Топливные баки взорваться не могут, нет как таковой угрозы взрыва, — говорит эксперт. — Для того чтобы был взрыв, должна быть смесь паров топлива и воздуха. А здесь паров топлива больше, оно всегда будет гореть, взрывоопасный концентрат не образуется. То, что мы видим в кино, — это все пиротехнические эффекты. Например, бензобак движущейся машины взорваться не может. Для этого нужны определенные условия. И здесь то же самое.

Как особо отметил эксперт, пожарные службы аэропорта никакого отношения к МЧС не имеют.

И тем не менее, могли они помочь в экстренной ситуации?

— Все дело во времени их прибытия, — говорит эксперт. — Пожарные машины по закону, по техническим регламентам о пожарной безопасности в городе должны прибывать к месту тушения не больше чем через 10 минут, а в сельской местности — не больше чем через 20. Аэропорт — не город. Что там будет делать пожарная машина через 20 минут, если ее вызвать, когда счет шел на минуты, а может, и секунды. Поэтому и есть требования ICAO к пожарной безопасности самих аэропортов. Чтобы соответствовать своей категории, у них должна быть достаточно сильная пожарная охрана.

4. Почему так много погибших

Некоторые из экспертов считают, что с момента, когда прогорела обшивка самолета, у тех, кто еще оставался в салоне, шансов на выживание не было.

— Снаружи может гореть только топливо. А раз оно горело, то люди не могли выйти через заднюю часть самолета, им нужно было пройти в переднюю часть, но там была очень высокая температура — когда полопались иллюминаторы, пламя уже начало бушевать в салоне, люди наверняка сразу получали ожоги верхних дыхательных путей. О спасении уже не могло быть речи.

5. Почему не пускали «скорую»

Есть вопросы и к оперативности прибытия «скорой помощи». Бригады врачей жаловались на трудности с допуском на территорию аэропорта.

Здесь тоже нашлось объяснение. В аэропорту есть аварийно-спасательный расчет, в который входит не только пожарная служба, но и врачи. Но достаточного количества машин для эвакуации многих пострадавших в аэропорту нет. Поскольку аэропорт — это режимный объект, где все въезжающие на его территорию машины подвергаются обязательной проверке, какое-то время было потеряно из-за этого. На глазах репортера «МК» сотрудников «скорой» заставили вскрывать опечатанные ящички с сильнодействующими лекарствами. На все это уходило время.

А кроме того, есть еще одна проблема — большинство водителей не аэропортовских служб спасения, в том числе и машин «скорой помощи», не обучены перемещаться по аэродрому.

А это означает, что каждую такую машину необходимо сопровождать.

Многому, как обычно, нашлось объяснение. Но все это объяснения, укладывающиеся в логику всевозможных регламентов. И от этого, как говорится, не легче — погибли люди, много людей. А значит, обязательно нужно сделать правильные выводы.

ОФИЦИАЛЬНО

Правительство Московской области выплатит по 2 млн рублей семьям жителей Подмосковья, погибших в авиакатастрофе в аэропорту «Шереметьево». Об этом сообщил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Семьи из других регионов получат по 1 млн рублей.

* * *

В НИИ хирургии им. Вишневского, где находятся несколько пострадавших, корреспонденту «МК» сообщили, что состояние одной из пациенток тяжелое, остальные же в состоянии средней тяжести. «Они в сознании, но посещения и разговоры им пока противопоказаны, — рассказал сотрудник медцентра. — Причина — прежде всего ожоги органов дыхания. Перевод в палату из реанимации ожидается, при благоприятном прогнозе, в ближайшие дни».

Фото жертв авиакатастрофы в Шереметьево: молодые и полные надежд

Фото жертв авиакатастрофы в Шереметьево: молодые и полные надежд

Смотрите фотогалерею по теме

Сюжет:

Катастрофа Superjet в Шереметьево

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27967 от 7 мая 2019

Заголовок в газете: Пять вопросов катастрофы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру