23 апреля в Хамовниках произошел взрыв и пожар, вызванный самовозгоранием заряжавшегося электросамоката. В одной из квартир дома 24 по Хамовническому валу (угловой дом с Комсомольским проспектом) около 6 часов утра выбило стекла, в том числе на балконе. Интерьер комнаты, где произошло ЧП, также серьезно пострадал: обрушились подвесные потолки, утрачена плазменная панель... Приехавшие расчеты МЧС (дом газифицирован, поэтому первоначально предполагался взрыв бытового газа) эвакуировали из дома около 30 человек — всех жителей пострадавшего подъезда.
К счастью, жертв и пострадавших не оказалось: комната, в которой произошел взрыв, служит гостиной. А вот повреждения дома могут оказаться куда серьезнее, чем на первый взгляд: на стене после происшествия обнаружили трещину. Затрагивает она только слой штукатурки или является сквозной — сейчас определяют эксперты.
- Я проснулась рано утром от звука взрыва, - рассказала «МК» Ольга, жительница соседнего подъезда. - Тут же увидела из окна, что горит кухня в той квартире, увидела выбитые стекла балкона и поврежденные машины внизу. Пострадали три или четыре авто, одна сильно — их стеклами побило, которые вылетели наружу.
Это не первый случай самовозгорания или взрыва колесной электротехники «комнатного» формата — в последние годы модными гаджетами стали также электровелосипеды, гироскутеры и еще несколько видов подобного «транспорта». Новость о еще одном пожаре, попавшая в СМИ, вызвала волну озабоченных рассуждений. Получается, что люди сами впускают в свои дома новый источник опасности. Если несколько лет назад мир ужаснулся взрывающимся смартфонам, то аккумуляторы колесной техники во много раз больше — как и опасность от них.
- Технология производства толком не отработана, - комментирует инженер и блогер Андрей Егоров. - Главное, побыстрее запустить в производство и продать опасное изделие. Причем не только китайцы этим грешат. Машины хотя бы потом отзывают. Электросамокаты - нет. У двух знакомых уже случились пожары из-за взрыва аккумуляторов электросамокатов. Причем, они в этот момент даже не заряжались. Просто стояли. У одного сгорел дом, у другого - съемная квартира в Москве. Жуткое дело... Не покупайте себе эти бомбы замедленного действия. Лучше пользоваться самокатами по старинке.
- Что именно произошло с самокатом и какого он был производителя, мы пока не знаем, - комментирует ситуацию для «МК» Владимир Сергеев, разработчик электрических колесных средств, владеющий электросамокатом и электромобилем. - С некоторой вероятностью можно предположить, что воспламенился аккумулятор — хотя возможны и другие причины, например, возгорание конденсатора, не входящего в аккумуляторную установку. Но если речь не идет о продукции какого-то совсем «подпольного» завода, то подобные взрывы чаще всего происходят в результате нарушения правил эксплуатации прибора.
В частности, два главных риска для техники с литий-ионными аккумуляторами — это превышение предельных токов зарядки и механические повреждения, отмечает Сергеев. Что касается первого — зарядка повышенным током может привести к излишнему нагреву, а нагрев — к короткому замыканию. Механические повреждения — например, вмятина от прыжков через бордюры — также имеют следствием короткое замыкание. А от него до взрыва и пожара — один шаг.
- Все приличные производители снабжают аккумуляторы защитными устройствами, которые в теории работают примерно как автоматы-«пробки» на входе в квартиру, - рассказывает инженер. - Однако иногда хозяева устраивают своим приборам настоящий стресс-тест, и защита не справляется. Это своего рода национальная традиция: если часы водонепроницаемые, скажем, наш человек для проверки сварит их в кастрюле.
Правила техники безопасности для электросамокатов и им подобных устройств достаточно просты, подчеркивает Владимир Сергеев. Нужно всего лишь соблюдать требования инструкции (например, не применять нештатные «зарядки») и серьезно отнестись к состоянию проводки и розеток в квартире.
- Скажем, электрочайники дают очень внушительную статистику пожаров, - напоминает эксперт, - поэтому все знают: если включаешь мощный чайник, присмотрись к розетке, к удлинителю. А самокат — пока что вещь в себе, «просто гаджет», про него так никто не думает. Но на самом деле — он такой же мощный потребитель, как чайник, утюг или стиральная машина. Со всеми вытекающими мерами предосторожности.
Если же электросамокат получил «травму» - вмятину, сильное сотрясение и так далее — это может стать очень серьезным фактором риска, говорит Сергеев. Именно вследствие механических повреждений в результате ДТП горят электромобили: «Аккумуляторы взрываются в них не сами по себе, а в результате удара, скажем, об столб. Знаю также случай, когда машина сгорела в результате плохой розетки для зарядки, которую кинули под капот. А вот самовоспламенение — случай крайне редкий».
Впрочем, даже если каждый из нас лично будет следить за соблюдением техники безопасности с электросамокатами в доме — кто поручится, что все соседи столь же пунктуальны?