В среде ультраправых поклонников теории заговора возникли иные предположения. Некоторые из них воспользовались пожаром для разжигания антимусульманских и антисемитских (в зависимости от своих взглядов) настроений: дескать, никак тут не обошлось без террористов-исламистов или евреев.
Не успел еще рухнуть шпиль охваченного огнем собора, как в Твиттере стали появляться утверждения, что имел место чуть ли не террористический акт, а уж умышленный поджог – это точно. Пока люди в разных концах мира плакали, видя, как горит один из главных символов Парижа, один из праворадикальных комментаторов, например, писал в соцсетях, что будет хорошо, если пожар в Нотр-Дам подтолкнет «белого человека» к активным действиям. Другой ультраправый тролль уподобил горящий собор Парижской Богоматери теракту 11 сентября, представив дело как атаку на католицизм. Еще один конспиролог правого толка обвинил мусульман в том, что они будто бы радуются пожару христианской святыни. Припомнили недавнее (в середине марта) возгорание в другой известной старинной парижской церкви Сен-Сюльпис, которое тоже назвали «антихристианской атакой». Кое-кто рассуждал в Твиттере о том, что огонь в Нотр-Дам – это дело рук «агентов Ротшильда», прибравшими Францию к рукам.
Не обошлось и без откровенных фейков. В соцсетях в часы, последовавшие за известием о пожаре в Нотр-Дам де Пари, стали появляться сообщения такого типа: «Человек арестован после того, как канистры с горючим нашли близ собора, подозреваемый находился во французском списке разыскиваемых террористов». Или такие: «Подозрительно выглядящий мужчина замечен на верху часовни Нотр-Дам в то время как крыша пылала». Кое-кто рассуждал на тему, что, возможно, это президент Макрон устроил поджог собора, чтобы свалить вину на «желтых жилетов». Другие полагают, что Макрону пожар потребовался для того, чтобы не произносить запланированную речь о положении дел в стране и вообще переключить внимание масс-медиа со своей персоны на несчастье с Нотр-Дам.
Такова одна сторона реакции на трагедию в Париже. Есть и другая.
Пожарные расчеты еще боролись с пламенем, полыхавшим в соборе, а в Интернете и СМИ уже зазвучали голоса, что надо объединиться всем миром, чтобы собрать деньги на восстановление храма. «Худшего удалось избежать», – констатировал прибывший на место событий президент Французской Республики Эммануэль Макрон. И пообещал: «Мы восстановим эту церковь все вместе». Президент пообещал запустить в национальном масштабе компанию по сбору средств на реконструкцию Нотр-Дам де Пари.
И деньги – притом немалые – стали сыпаться. Первыми свое веское слово сказали представители французского крупного бизнеса. Глава Kering group миллиардер Франсуа-Анри Пино выделяет 100 млн евро на реконструкцию Нотр-Дама. Еще 200 млн евро пообещала пожертвовать семья Бернара Арно и их бизнес-империя LVMH.
Уже сейчас, впрочем, очевидно, что восстановление затянется надолго. Кто-то говорит, что оно займет лет пять – не меньше. Кто-то предрекает десятилетия реконструкционных работ.
Мэр Парижа Анна Идальго поделилась планами созвать международную конференцию доноров для организации сбора средств. А глава Европейского Совета Дональд Туск обратился к странам-членам ЕС с призывом помочь французам восстановить Собор Парижской Богоматери, назвав его символом, связующим воедино Европу.
Читайте также: «Во Франции увидели мистику в пожаре Нотр-Дама: «За неделю до Пасхи»