— Расскажите про это здание.
Ему приписывают разную датировку, потому что с фасада снята та табличка, которая должна быть. Она исчезла со здания, как с объекта культурно-национального наследия, как мне сказали, в 1996-97 году.
Этот особняк неоднократно надстраивался. Изначально это было одноэтажное здание, по легенде там собирались масоны. Потом были остальные этажи в конце и надстройка верха была сделана в начале ХХ века. Здание сначала перешло в категорию доходного дома, а потом дома Наркомпроса и вселялись сюда различные наркомдеятели, художники, музыканты и т.д. В последующем она так и оставалось элитным.
Причина возгорания, на ваш взгляд, очевидна?
Мне объяснили, что во время ремонта что-то повредили в дранке на чердачном уровне. И там, на чердаке, в полумансарде, якобы часть сухой дранки попала в воздуховоды каминного типа. Камины, естественно, давно заделали, но она там лежала, была в сыпучем состоянии, могла быть как бертолетова соль, как порох вспыхнуть. Поэтому могла загореться снизу вверх, а потом идти вниз. Перекрытие прогорело в течение 20 минут.
Ну а сам пожар из-за чего возник?
— Женщина рассказала, что это началось у подруги в квартире: когда она включила выключатель, произошел хлопок и резкое возгорание… Либо должен быть поджог для такого хлопка, либо накопление газа.
Дом газифицирован, но жильцы говорят, что проблем с газом не было.
— Смотрите, хлопок мог быть вызван краской, например, на основе лака для ногтей. Она могла накапливаться в замкнутом пространстве и распространяться с места.
— А где вы были?
— С черного хода зашли и добрались до пятого этажа… Пламя уже выпирало на черный ход и было конвективное гудение слышно через черный ход. Маневрировали только со стволов лестничных клеток, маршей, потом через окна лафетными стволами. Мой напарник помогал нести человека, у которого были проблемы с руками…
Есть что-то, что вас поразило в развитии пожара?
Удивительно то, что межэтажные перекрытия были поставлены позже, на стропильных креплениях чердака. Почему? И уже недостаточного прогара было достаточно, чтобы несгоревшее перекрытие упало вниз, а потом вскрыло под собой очаги, которые пришлось дотушивать до утра. Таких очагов было десять, потом сузилось до трех. Пожарные резали это перекрытие и выносили во внутренний двор.
Насколько катастрофичны последствия для той части здания, где был пожар.
Собственно за подвал мы не беспокоимся, а за стены беспокоимся. В районе пятого этажа и выше. Потому что появились трещины в районе пятого этажа разрывающие и субгоризонтальные трещины, которые мы отсюда не видим. Это говорит о повреждении несущей стены на угловой части. Если будет мороз, то тогда будет плохо. Но если поставить стяжки, провести дорогостоящую сушку здания - тогда избежим каких-то разрушений, несовместимые с его обликом.
Также читайте: "Подробности пожара на Никитском: Ксения Башмет разгневала чиновника Орешкина"