Все здания, входящие в структуру ФБГУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», охраняются силами Росгвардии, поэтому на сайте госзакупок тендеры по этим видам работ отданы единственному закупщику.
В целом ничего криминального в этом нет, все по закону. Еще в начале 90-х Правительство РФ выпустило постановление №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», в котором был определен перечень объектов, сторожить которые могут только государственные органы. В этот список входят все федеральные музеи Министерства культуры, коим и является Третьяковка.
В прошлом году на охрану своих зданий галерея потратила 16 млн рублей, контракт на обеспечение безопасности и сохранности же на текущий 2019 год обошелся на 200 тысяч дороже. Мы разобрались, что входило в перечень услуг Росгвардии и сколько человек личного состава в злополучный день проглядели вора.
Согласно документам закупки, в общей сложности на комплекс «старой» Третьяковки, двух домов-музеев и здания на Крымском Валу приходится 17 охранных постов и 85 росгвардейцев. В их обязанности входит круглосуточная охрана, контроль пропускного режима, досмотр (а при возникновении подозрений и личный досмотр) посетителей, проверка транспорта, отслеживание ситуаций по камерам, первая помощь при возникновении пожара.
При этом, в отличие от сотрудников ЧОП, вневедомственная охрана имеет право даже задержать злоумышленника, а не вежливо попросить вместе дождаться полиции.
В здании Инженерного корпуса, где произошло дерзкое ограбление, находится два поста на три и шесть человек соответственно. Правда, оба они расположены на входе в фойе. Остальные же помещения оборудованы системой наблюдений из 60 видеокамер. Но, увы, это картину Архипа Куинджи не спасло.
Отметим, что о необходимости обновления системы и замены камер по периметру здания сотрудники Росгвардии сообщали еще в декабре прошлого года. На госзакупках даже появился тендер почти на 29 млн рублей на установку и наладку системы видеонаблюдения комплекса зданий. Конкретно в Лаврушинском переулке, дом 12, планировалось усилить слежку за фойе с кассами и гардеробом.
Кстати, это могло бы помочь несчастной женщине, чья норковая шуба, возможно, стала отвлекающим маневром во время кражи картины. Преступник, будто чувствовал (или даже знал), что еще чуть-чуть — и план невозможно будет осуществить, ведь новые камеры уже привезли в галерею, но не успели смонтировать.
Что же касается системы сигнализации корпуса, впервые ее установили в 1989 году, в последний раз она обновлялась в 2005-м. Если не считать пожарные датчики, то в отчете правоохранителей значатся лишь несколько магнитно-контактных извещателей по периметру зданий. Никакой информации о том, стоят ли на «сигналке» ценнейшие экспонаты, — нет. Возможно и потому, что ее не существует в принципе.
Усилить охрану планировалось в этом году и тремя мобильными интроскопами — а попросту рентгеновскими установками досмотра ручной клади, общей стоимостью чуть более 7 млн рублей. Одна из этих машин как раз должна была появиться на входе в Инженерном корпусе чуть ли не со дня на день.
Читайте материал «Биография похитителя Куинджи Дениса Чуприкова: пьющий автослесарь и домработник»