Танкеры «Канди» и «Маэстро», следовавшие под флагом Танзании, загорелись в нейтральных водах Черного моря в 16 милях от берега Краснодарского края. Пожар произошел во время якорной стоянки при передаче топлива с борта на борт. На одном из танкеров произошел взрыв, затем огонь перебросился на соседнее судно. Чтобы спастись, моряки стали бросаться за борт, но многие сразу ушли под воду. К тому же температура воды сейчас в море — 9 градусов. Долго в ней не продержишься. На помощь танкерам сразу же выдвинулся с десяток спасательных судов. Но в условиях шторма достать из воды удалось немногих. По факту случившегося в Следственном комитете возбудили уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам» (ч. 3 ст. 109 УК РФ).
Оба судна упоминаются в санкционном списке американского Минфина. В Вашингтоне утверждают, что они осуществляли поставки топлива в Сирию в 2016–2018 годах. При этом «Канди» в прошлом назывался Venice. По данным мониторинговых агентств, 20 января он вышел из порта в Темрюке с 30 тыс. баррелей сжиженного углеводородного газа на борту. Далее судно должно было отправиться в Ливан. Что касается «Маэстро», то его дальнейший маршрут неизвестен, поскольку навигационная система AIS на нем была сбита.
По информации директора ГУП «Крымские морские порты» Алексея Волкова, инцидент никак не повлиял на судоходство в Керченском проливе, которое продолжается в штатном режиме.
Эксперты рассказали «МК», что могло послужить причиной катастрофы.
Михаил Войтенко, главный редактор «Морского бюллетеня»:
— Полагаю, что «Маэстро» перевозил груз непосредственно в Сирию, а «Канди» перегружал груз на якорной стоянке. Танкеры работали в «серой зоне» с нелегальными схемами перевозки и перегрузки сжиженного газа. Причиной ЧП стала низкая квалификация экипажа. Ни один опытный моряк не будет работать на подобном судне — это очень большие репутационные риски. Думаю, что у обоих танкеров один судовладелец, хотя офшорные компании зарегистрированы разные, но обе в Ангилье (британский офшор). Вообще, подобная схема работает повсеместно. Если есть санкции, то тут же придумываются схемы, как их обойти. Подобные случаи были, например, в Северном Кипре, где за нелегальными перевозками нефти стояли крупные известные западные компании.
Анатолий Кузнецов, главный редактор «Морского флота»:
— Причиной пожара стало нарушение техники безопасности — это сто процентов. Газ — очень опасный груз, и не понятно, зачем его перегружать в штормовом море с одного судна на другое. Причиной может быть то, что один танкер меньше другого, и он работал как челнок. То есть несколько раз заходит в порт, а потом возвращается и перегружает.
Когда идет загрузка такого опасного вещества, необходимо учитывать статическое электричество, которое может дать искру. Поэтому необходимо использовать соответствующие установки, которые могут его снять. Обычно в порту предусмотрены технологические меры предосторожности, которые гарантируют, что процесс пройдет безопасно и под контролем. Мотив, почему не воспользоваться этим, абсолютно непонятен. Говорят, что это — контрабанда, но контрабанда — это воровство у государства. Здесь же танкер загрузился в Темрюке, заплатил пошлину, оплатил грузовые работы, загрузился и ушел в нейтральные воды. Какая же это контрабанда?
Сама практика перегрузки «борт к борту» — абсолютно нормальная и повсеместно используется на флоте. Но это надо делать по всем правилам, и суда должны быть к этому приспособлены. Может быть, эти танкеры по какой-то причине не были к этому готовы или команда не смогла обеспечить безопасность. При перевалке груза надо быть внимательным. Но китайские и индийские моряки не всегда так педантичны, как того требует ситуация.
Читайте материал: "Пропавших моряков с горящих в Черном море танкеров признали погибшими"