Около четырех десятков вырванных и поломанных крестов, разбросанные венки, разрушенные мраморные монументы — такая картина предстала глазам священника и сторожа Свято-Воскресенского собора села Ананьево 11 января, когда они пришли на молитву. Кладбище прилегает к собору, поэтому деяния вандалов не заметить было невозможно. Вскоре у собора собрались возмущенные местные жители, а утром 12-го вышли на стихийный сход, требуя от милиции найти и наказать виновных. Руководство УВД заявило, что дело взято на особый контроль, но жители почему-то не очень верят, что злодеи будут найдены.
В самом Ананьеве с подобным вандализмом столкнулись впервые, но в Иссык-Кульской области, увы, этот акт далеко не единственный. В прошлом году варвары осквернили не только христианское, но и мусульманское кладбище, в 2010 году были изувечены православные могилы в районе села Бостери... Однако такого масштабного погрома не случалось. Местные жители называют эти действия провокацией и попыткой давления на русское население. Дело в том, что именно в Иссык-Кульской области сосредоточены русские поселения, которые появились здесь более полутора веков назад. Станицы семиреченского казачества возникли на этих территориях еще в первой половине девятнадцатого века: служивые охраняли границы Российской империи и важные тракты. Вторая волна русского заселения связана со столыпинской реформой, когда на освоение туркестанских земель в 1908–1910 годах отправились крестьяне из центральных губерний. Село же Ананьево, бывшая Сазановка, было основано переселенцами из Воронежской губернии еще в 1871 году. А первый каменный храм здесь был заложен в 1872-м...
Кстати, он был сожжен дотла в 1916 году, во время знаменитого Туркестанского восстания. Тогда мятежники из коренного населения, не пожелавшие рыть окопы на фронтах Первой мировой, вырезали сначала местную администрацию, а затем взялись и за русское гражданское население. По неполным данным, в Семиреченской области в ходе резни погибли 2395 человек... С 2017 года по указу бывшего президента Алмазбека Атамбаева 7 и 8 ноября стали официальным праздником, Днем истории и памяти предков, посвященным как раз тому восстанию — как символу освободительного движения народа. Еще тогда многие политологи предупреждали, что героизация кровавой резни может иметь не слишком благоприятные последствия для межэтнической ситуации в стране. Слава богу, пока о реальных конфликтах речь не идет. Вандалы-радикалы мстят только мертвым. Но и это не может не настораживать.
По мнению руководителя киргизского аналитического центра «Полис Азия»: Эльмиры Ногойбаевой, трагедию в Ананьеве вряд ли можно списать на межнациональный конфликт.
— Вместе с тем нельзя не отметить рост агрессии среди жителей Киргизии. В обществе растет недовольство окружающей их действительностью, которое никак не удается канализировать. Вандализм стал одним из проявлений тех процессов, которые происходят в обществе. До последнего времени в Киргизии чьи бы то ни было могилы считались священными, их нельзя было трогать. Теперь это табу снимается. Но нельзя сказать, что в Киргизии значительно усилились националисты или исламисты. Более того, после трагических событий 2010 года киргизы очень бережно относятся к вопросу межнационального согласия. Например, вандализм на мусульманских кладбищах не получал такого внимания со стороны властей, как случившееся в Ананьеве, — рассказала она «МК».