На фотографиях, опубликованных украинскими пограничниками, изображена женщина в одежде на заднем сиденье легковушки. Её лицо скрыто, тело пристёгнуто ремнями безопасности — и впрямь как живая. Как будто спит. Водитель «Форда-Мондео», на котором перевозился труп, признался, что приходится ей покойной мужем. Более того, он предъявил свидетельство о смерти, выданное одним из отделов ЗАГС в Московской области. И признался, что хотел выдать мёртвую женщину за живую, так как уж очень хлопотно оформлять процедуру перевозки покойную в страну, с которой мы в затяжной ссоре.
Что ж, украинские пограничники, конечно, молодцы. Но возникает логичный вопрос: а что же на российской заставе пропустили подозрительную машину? Мы связались с погранпунктом «Нехотеевка», что в Белгородской области, где один из сотрудников в неофициальной беседе подтвердил: такой инцидент действительно имел место быть, однако реальные события происходили несколько иначе.
- Никто не выдавал труп женщины за живую пассажирку. Двое мужчин заявили, что везут хоронить свою родственницу в Запорожье, а так как у них были все необходимые документы, их беспрепятственно пропустили через российскую границу.
Источник в погрануправлении также сообщил нам, что на украинской стороне, на пропускном пункте «Гоптовка», что в Харьковской области, родственников мёртвой женщины попросту завернули. Украинские погранцы сразу стали придираться к документам пассажиров. Им не понравилось, что глава семейства и его покойная супруга недавно получили гражданство РФ (их сын гражданин Украины). Затем люди в форме потребовали с проезжающих взятку. Но до обсуждения таксы за проезд дело не дошло — мужчина сразу отказался платить.
Тогда возмущённые мздоимцы стали придираться к форме перевозки тела и демонстративно связались с полицией, сообщив, что на границе двое мужчин пытались выдать мертвую за живую пассажирку. Один из пограничников заявил, что теперь они раздуют это историю. Водитель «Форда» быстро развернулся и поехал обратно к границе России.
Как удалось выяснить «МК», вся несчастная семья - из Лобни. Там проживала и покойница, 61-летняя Людмила. Она страдала тяжелым онкологическим заболеванием. 21 октября её выписали из больницы. Женщина провела последнюю ночь в кругу близких — мужа, 63-летнего таксиста, и 37-летнего сына, а 22 октября скончалась в своей постели.
Последней волей усопшей было желание, чтобы её похоронили на родной земле — в Запорожской области. В этот же день супруг умершей отправился в поликлинику. Ему удалось обернуться с бумажными хлопотами за один день — к вечеру на руках к вдовца были справка от Лобненского ОМВД, подтверждающая, что смерть женщины наступила по естественным причинам, а также свидетельство о смерти, выданное Лобненским отделом ЗАГСа.
«Если есть протокол осмотра полицейским и врачом, тогда свидетельство о смерти выдается без заключения судмедэксперта и патологоанатома. Зачем эти заключения нужны хронически больным?», - прокомментировал ситуацию «МК» председатель Профсоюза работников ритуальных служб Антон Авдеев.
Мужчина не стал сдавать тело своей покойной жены в морг и обратился к местным ритуальщикам. Они выставили мужчине счёт за транспортировку — катафалк до Запорожья стоил 80 тысяч рублей. Семья не смогла себе позволить доставку тела женщины на родину.
В итоге отец и сын повезли труп матери на «Форде Мондео» отца. Они не смогли по моральным соображениям поместить тело родного человека в багажник и посадили его на заднее сиденье, пристегнув ремнями безопасности.
К вечеру 23 октября машина доехала до пограничного пункта пропуска «Нехотеевка» в Белгородской области. «Форд» миновал российскую заставу — пограничники проверили документы у водителя (за рулём сидел Александр Васильевич — глава семейства), у пассажира (на переднем пассажирском расположился сын — Александр), а также внимательно изучили все справки.
По мнению Антона Авдеева, одним осмотром документов пограничники не должны были ограничиваться. Им стоило вызвать полицию и составить протокол осмотра, открыть проверку по статье 244 УК РФ. Усомнившись в подлинности документа в рамках этой проверки, отправить усопшую в морг Белгорода. А дальше факсы, запросы, объяснения...
Скорее всего, вдовец попросту уговорил наших пограничников. Кстати, его соседи считают эту семью очень своеобразной. Большой резонанс получил случай, когда главе семейства, который работает таксистом, неизвестные повредили машину. Было возбуждено уголовное дело, после чего назначена экспертиза по оценке нанесенного ущерба. С размером компенсации мужчина не согласился, хотя износ деталей автомобиля был достаточно заметен. И все же ему хотелось получить компенсацию как за повреждение нового авто.
Отметим, что провезти покойника через российско-украинскую границу и правда непросто. Мало того, что тело должен быть обязательно в гробу, и непременно — цинковом (цена которого зашкаливает), но к нему еще должна прилагаться целая кипа документов. Во-первых, это паспортные данные умершего, переведенные на украинский и нотариально заверенные. Во-вторых, справка из российской санитарной эпителиальной службы.
Третье и весьма важное условие: у перевозчиков должен быть документ из прокуратуры РФ. В-четвертых, документ, подтверждающий, что в цинковом гробу, помимо собственно тела, нет посторонних предметов и вещей. И последнее - пограничникам необходимо предоставить свидетельство о смерти, заверенное гербовой печатью. У пересекавших границу россиян в наличии было только последнее. Для сбора остальных документов им могла потребоваться не одна неделя. И все это время тело должно было бы где-то храниться.
Между тем, затраты на подготовку и проведение похорон на территории Украины сейчас непомерно выросли. Хотя они на порядок ниже, чем в России. В Запорожской области, куда направлялся «Форд» с покойницей, эконом-вариант гроба предложат за 2 с половиной тысячи гривен (75 евро). В основном же этот предмет стоит не меньше 4000 грн. (123 евро). Место на кладбище, согласно украинским законам, выделяется бесплатно.
Если умершего хотят упокоить рядом с его родней, за своеобразную "бронь" этой площади взимается плата 80 гривен (2 с половиной евро) каждый год. Перевозка тела на кладбище катафалком - это еще полторы-две тысячи гривен (46-63 евро).