О чем говорит это жуткое видеодоказательство? Был ли 18-летний студент хорошо обучен стрельбе и взрывному делу или действовал наобум, насмотревшись голливудского кино и наигравшись в компьютерные стрелялки? Какие эмоции испытывал убийца, расстреливая своих учителей и сокурсников?
Для «МК» страшные кадры изучил и прокомментировал вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей ФИЛАТОВ:
«Вот он приближается к зданию колледжа. Он абсолютно спокоен. Совершенно не колеблется. Шаг уверенный, ровный. Правда, видно, что ему физически тяжело: сумка и рюкзак тяжелые.
Заходит через запасной вход — здесь нет рамок металлодетектора и охраны.
Росляков все очень грамотно продумал. Видно, что готовился заранее. Он явно не поддался какому-то эмоциональному воздействию. Об этом говорит его поведение на протяжении всего видео.
Совершенно спокойно подходит к столовой. Садится — видимо, устанавливает таймер на взрывном устройстве — и после этого сразу заходит в столовую.
Здесь очень важный момент, который указывает на его хорошую подготовку. Можно предположить, что в плане изготовления взрывных устройств Рослякова кто-то учил. Скорее всего, пособников у него в момент нападения на колледж не было, но кураторы и учителя были. Он очень грамотно все рассчитал. Возникает вопрос: где он взял такую серьезную бомбу, которая идеально сработала? Ведь даже при хорошо организованных терактах часто бывает, что взрывное устройство либо вообще не подрывается, либо срабатывает только наполовину. А он поставил таймер, оставил сумку со взрывчаткой в столовой, вышел из нее и успел отойти по коридору достаточно далеко. Туда, где будет точно безопасно и его не зацепит взрывная волна.
Это говорит о том, что его кто-то учил обращаться с такими устройствами и рассчитывать время отхода от эпицентра взрыва.
Дальше мы видим сам взрыв. Он говорит о том, что там было явно не 200 граммов в тротиловом эквиваленте. Мы видим, что вылетела даже дверь в классе, который был либо рядом, либо напротив столовой.
Полагаю, с учетом большого количества поражающих элементов устройство было весом 4–5 килограммов.
Следующие кадры опять же говорят о тонком расчете Рослякова. Он был уверен, что максимальное число жертв будет именно от взрыва. Этим он отличается от своих предшественников. Его поведение на видео говорит о том, что он полностью уверен: на него никто не набросится и не окажет сопротивление. Ведь, по его расчетам, из-за взрыва люди должны были запаниковать и броситься врассыпную из колледжа. Поэтому он ходит совершенно спокойно, даже не оглядываясь по сторонам. Более того, он кайфует. Не спешит, ему максимально комфортно.
На следующих кадрах Росляков расстреливает всех, кого видит на своем пути. Первой ему попадается учительница. Самого выстрела в записи нет. Видно только, как он идет навстречу своей жертве, а в следующем кадре женщина уже лежит без признаков жизни.
Шокирует то, как он расстрелял мальчика. Этот ученик явно попался ему на глаза случайно. Росляков стреляет первый раз и промахивается. И тогда он делает второй выстрел — мальчик падает. Но Росляков и на этом не успокаивается. Видимо, ребенок был ранен и начал стонать. Стрелок оборачивается на стон и добивает его третьим выстрелом. Он явно получает удовольствие от убийства.
Однако при стрельбе он ведет себя непрофессионально. У ружья нет приклада, он просто держит его на весу. Но помповые ружья дают очень большую отдачу. Поэтому профессионал всегда будет стрелять из удобной стойки. Это отрабатывается до автоматизма: увидел противника, остановился, выбрал удобную позу, выстрелил. А Росляков стреляет на ходу. Во время ходьбы невозможно стрелять метко.
Последние кадры видеосъемки опять же свидетельствуют о том, что стрелок получает удовольствие от того, что творит. Он заходит в компьютерный класс и начинает стрелять по клавиатурам.
При этом поза и поведение Рослякова говорят о том, что он действует по собственной воле, находясь в трезвом рассудке. Вряд ли он стал жертвой вербовки. Его движения не заторможены — это видно в тот момент, когда он перезаряжает ружье. Вставляет патроны он довольно медленно, но это свидетельствует лишь о том, что он не профессионал. Дома полчаса поучился перезаряжать — этого вполне достаточно.
Очевидно, что Росляков не был под воздействием гипноза и его никто не запугал. Видимо, тема расстрела школ волновала его очень давно: месяцы, а то и годы. Он долго эту тему изучал и морально был абсолютно готов к массовому убийству. И теперь он наконец-то реализовал то, что давно задумал».
Читайте также: «Нас спасла шутка с портфелем»: новые детали керченской бойни»