Когда стало известно, что разбившийся Су-27 поднял в небо не рядовой летчик, а авиакомандир - замначальника украинских ВВС, командир авиации воздушного командования «Восток» полковник Петренко, мне вспомнился один эпизод. В начале 2000-х годов, беседуя с ныне уже покойным главкомом ВВС России Анатолием Корнуковым, журналисты у него поинтересовались: почему вы-летчик, главком, человек влюбленный в авиацию, сами не летаете? Он тогда ответил: «Я знаю, что генерал в кабине боевого самолета – это всегда предпосылка к летному происшествию. К тому же в бою управлять самолетом будет не генерал, а лейтенант, капитан, или майор. Потому генералу надо всегда помнить: когда сам хочешь полетать, это значит, что должен отнять топливо и налет у своих подчиненных – лейтенантов и капитанов, которые готовятся к выполнению боевой задачи непосредственно в воздушном бою».
Начало 2000-х тысячных – это время, когда российские ВВС испытывали большие проблемы и с техникой, и с топливом. Налет снизился до катастрофических 8-10 часов в год. Примерно то же самое сейчас происходит на Украине. Старые советские Су-27, сделанные в СССР на российских заводах, Украина больше не может поддерживать в состоянии нормальной летной годности, так как Киев на законодательном уровне разорвал все связи с российской «оборонкой». А потому, эксперты «МК» не исключают, что к катастрофе Су-27 под Винницей, мог привести технический отказ. Однако большинство считают, что главная причина – «человеческий фактор», а точнее снобизм и хвастовство, которые привели к трагедии.
Вот, к примеру, что об этом рассказал «МК» известный летчик-испытатель полковник Геннадий Скибин:
-То что генерал в кабине самолета – всегда «предпосылка к летному происшествию», это совершенно точно. Петренко у них там хоть и был не генерал, по должности тоже большой начальник. И я ничуть не сомневаюсь, что к этой катастрофе привело желание украинских командиров похвастаться перед американцами. К сожалению, оба летчика – украинский и американский, севшие в кабину спарки Су-27, оказались не слишком сведущими. Су-27 – самолет очень особенный. Думаю, могло произойти то, что машину они увели, как говорят летчики, на большой второй режим, чтобы красиво взмыть в высоту. Но с этого режима вытащить машину очень сложно, нужно мастерство. Образуется слишком большой угол атаки (нос самолета задран вверх. - «МК»), и управляемость самолета становится как бы обратной: ты даешь ручку влево, а самолет летит вправо – то есть происходит обратная реакция. Американцы называют такой режим «кладбищенская спираль», так как из нее мало кто может выйти, и сразу оказывается на кладбище. Кроме того, именно на этом самолете обычно любят хвастаться всякими нулевыми скоростями – это такой элемент сверхманевренности. Обычно этим хотят удивить, но для такого нужен навык да навык! А его, похоже, у погибшего полковника не хватило.
Другой эксперт «МК» экс-командующий 16-й Воздушной армией генерал-лейтенант Валерий Ретунский тоже считает, что катастрофа могла стать следствием пренебрежительного отношения к летной безопасности. Он рассказал, что после случившегося решил посмотреть авиасайты, на которых пилоты выкладывают свои съемки, и сразу натолкнулся на один из роликов, где на такой же спарке Су-27 летали два украинских летчика, нарушая все возможные правила летной безопасности.
- Скорее всего, катастрофа не связана с отказом техники, - рассуждает генерал Ретунский. - Су-27, сделанный в России – машина очень надежная. Конечно, на Украине на этих самолетах могло отказать что угодно, но, думаю, главная причина падения была все же в нарушении летного задания. Американцы летают строго по заданию, не позволяя себе каких-либо вольностей. А наши летчики (украинцев по старой памяти я тоже считаю нашими) особенно в смутные времена 90-х, не были такими уж правильными. На Украине, где сейчас как раз такие времена безвластья, воздушное хулиганство очень даже возможно. Нарушил летное задание, техника пилотирования – не очень, на сверхмалой высоте «цапанул» землю, и все…
Еще один собеседник «МК», экс-командующий крупного авиационного соединения, попросивший не называть своей фамилии, заявил, что, конечно, можно все списать на отказ техники, но реально – причина глубже. Налет украинских летчиков слишком маленький, чтобы позволять себе «крутить» фигуры высшего пилотажа, занимаясь явной показухой. Сейчас средний годовой налет украинского боевого летчика приближается к 50 часам (до недавнего времени было 10-20 часов). Для сравнения: в России боевой налет не меньше 120 часов, в США – почти 200 часов, в странах НАТО – около 180 часов в год.
-При этом, - говорит наш эксперт, - в военной авиации есть аксиома: чем выше должность, тем меньше налет. Начальники всегда куда больше теоретики, чем практики. Вот если бы в кабине Су-27 вместо начальника авиации «Восток» сидел старший лейтенант или капитан с налетом не менее 100-120 часов в год, то все было бы надежно и безаварийно. Однако такого налета на Украине, сейчас нет почти ни у кого. К тому же я не исключаю, что в момент катастрофы самолетом мог вообще управлять американский летчик – спарка позволяет передать ему управление, чтобы он прочувствовал возможности машины. В лучшие времена мы тоже такое проделывали. Наш летчик-ас Александр Харчевский из Липецкого центра неоднократно выступал в США в испытательных боях. Их F-16 и F-15, по одиночке и в группе на нашем Су-27 он «делал» как детей. Ну а тут украинские летчики, думаю, решили повыделываться перед американцами. Другого ничего тут не придумаешь. Но если бы наш Саша Харчевский управлял этим Су-27 – а он до сих пор летает, хотя ему уже за 60 лет - то, все было бы нормально. А у них там на Украине такого налета и опыта, как у наших, ни у кого сейчас нет. Сколько вообще на Украине сейчас Су-27 в строю? Ну пусть две эскадрильи. Может штук 20-30, из них боеготовых 10-12 единиц, не больше. Это же – слезы! На этих оставшихся «живых» машинах должны летать лейтенанты, капитаны, максимум, майоры – не выше. А этому погибшему полковнику, если и доставалось полетать часов 20 в год, то хорошо. Но это – не налет. Насмешка. Зато теперь, после этой катастрофы, у американцев появляется прекрасный повод, чтобы «втюхать» украинским ВВС свои самолеты. Конечно, не новые. И, конечно, не задаром.
Читайте также: "Разбившимся на Украине Су-27 управлял высокопоставленный пилот"