«Капитан даже не мог сказать, куда подъезжать «скорой помощи»
Само РТП — речное транспортное происшествие (дорожным ведь его точно не назовешь) случилось в самое «пиковое» время. Теплый пятничный вечер последнего дня лета, судов на реке полно. Но не настолько, чтобы не увидеть коллегу. Однако около 20.00 в районе Лужнецкой набережной напротив Андреевского причала не смогли разойтись теплоходы «Снегири-2» и «Ривер Палас». Суда двигались навстречу друг к другу со средней скоростью, и по непонятным причинам ни один из капитанов вплоть до последних секунд даже не пытался предотвратить аварию.
«Снегири» вышел от причала «ЦПКиО имени Горького» и, согласно программе, должен был проплыть до причала «Международная выставка», что в районе Москвы-Сити, а затем вернуться обратно. На борту находилось около 20 пассажиров, капитан судна — уроженец Ярославской области Денис Креков и два моториста — члены команды. Прогулка по реке только начиналась.
Большинство пассажиров рассредоточились на открытой верхней палубе. Неожиданно один из них, мужчина по имени Темур, закричал: «Все держитесь!» Он первым заметил приближающееся прямо по курсу судно и успел всех предупредить об опасности. Видимо, сказалась профессиональная сноровка: Темур работает в аэропорту. Мужчина приехал на экскурсию вместе с женой и двумя дочерьми. Он успел раздать после столкновения всем пассажирам спасательные жилеты и оказать помощь двум пострадавшим женщинам. Собственно, одна пострадавшая — его жена, 33-летняя кассир универмага Альбина, которая за мгновение до аварии отпустила поручень, чтобы поймать свою 8-летнюю дочь. Женщина ушибла левое колено и поясницу. А другой пострадавшей оказалась 29-летняя туристка из Израиля Екатерина — она сильно разбила нос.
— Через некоторое время после удара, когда уже все оправились, я вызвал экстренные службы и пошел на капитанский мостик. Там сидел мужчина в белой футболке и джинсах. От него разило алкоголем, и он вел себя неадекватно. Я параллельно разговаривал с диспетчером «скорой», а капитан даже не мог сказать, где мы находимся и куда подавать машину. Я спросил, получил ли корабль пробоину, но он отмахнулся от меня — на все вопросы капитан отвечал «не знаю».
Обе пострадавшие в итоге отказались от госпитализации, а сам теплоход «Снегири-2» получил небольшую пробоину на 20 сантиметров выше ватерлинии (угрозы затопления нет) и лишился четырех стеклопакетов. Судно уже отбуксировали на ремонт в затон. «Ривер Палас» серьезных повреждений не получил, и никто на борту того теплохода не пострадал.
Стражи порядка отправили капитана Дениса Крекова на медосвидетельствование, и «продувка» показала целых 1,2 промилле. Отрезвев, он рассказал, что с 2000 года управляет судами. В компании «Речные линии», которой принадлежат «Снегири-2» (судно эксплуатируется с 2017 года), он работает только одну навигацию. Проблем с этим сотрудником ранее не было. Но коллеги рассказывают о некоем конфликте Крекова с одной из кассирш на причале. Возможно, после этого Денис и принял на грудь. Кроме того, он жаловался родным, что устал от однообразной работы — на «Снегирях» он работал без перерыва и подмены ежедневно аж с 11 июля.
По идее, вина Крекова очевидна. Однако у правоохранителей возникли вопросы — почему капитан второго теплохода никак не пытался избежать столкновения? По всем правилам оба капитана должны принимать все меры по предотвращению аварии, а подавал гудки и предпринимал попытки объехать препятствие только теплоход «Снегири-2».
«Аппарат окажется в реке, и вы вместе с ним»
Если теплоходам тесно на реке, то что же творится на суше? О том, что в речном бизнесе Москвы не все гладко, слухи ходили давно. Три недели назад на причале «Воробьевы горы» кассира избил конкурент, продававший билеты на прогулки по воде с рук. А на днях в редакцию «МК» обратился читатель, сказав, что ему продали билет на один маршрут, а высадили на полпути.
...Зазывалы с предложением прокатиться по Москве-реке встречают прямо у метро «Парк культуры». Только успевай отмахиваться.
— Могу вам предложить на выбор два маршрута, — сказала билетчица с бейджиком «Союз судоходных компаний», — первый маршрут от Крымского причала к памятнику Петра I, потом до храма Христа Спасителя, к собору Василия Блаженного и до Устьинского моста, второй же маршрут начинает свой путь тоже от Крымского моста, плывет к Новоспасскому мосту и обратно до Воробьевых гор к Крымскому мосту. Все водные экскурсии длятся 2 часа.
В парке нас встретили такие же продавцы. Покупаем билет. Внимательно вглядываемся в проездной документ: ба, он пробит еще два дня назад! Кроме этого, сам билет — это просто картонка с описанием маршрута и чеком поверх него. Так что если мы с такой бумажкой попадем в пресловутое РТП, доказать вину перевозчика нам точно не удастся.
— Почему билет продан задним числом? И пустят ли нас вообще на борт теплохода? И почему вы торгуете билетами с рук? — поинтересовались мы.
— Пустят на борт! Ничего страшного, что он был пробит не сегодняшним днем. Билеты действуют до октября, — отчеканила продавщица.
Около причала пришвартованы прогулочные суда. «Вещий Олег», «Алина танго» — одно название экзотичнее другого. По идее, у всех владельцев теплоходов должна быть лицензия на перевозку пассажиров. Заходим на теплоход — пытаемся понять, как ныне сбирается «Вещий Олег» катать москвичей по столице.
— Кто вы такие, чтобы я вам давал лицензию?!
Действительно, кто мы? Простые пассажиры, которые хотят быть уверены, что в случае ЧП на воде будет с кого спросить за последствия.
А последствия наступили очень быстро — нам даже не пришлось отправиться в плавание. Не прошло и минуты, как нас окружили бородатые южане, каждый весом под центнер. Мы попытались их снять на камеру, но не успели.
Одну из нас ударили по голове. Коллега была настолько ошарашена, что на секунду выпустила из рук гаджет. Обидчик быстро схватил телефон с земли и попытался убежать. Мы — за ним. Пытаемся вырвать телефон из рук. Но это затруднительно: бородачи обступают нас, толкаются, матерятся. Слава богу, вмешались очевидцы. Дело едва не дошло до драки. Телефон нам все же отдали, потребовав удалить видео.
— Иначе аппарат окажется в реке, и вы вместе с ним.
Разумеется, мы вызвали полицию и проехали с ней весь парк. Но человека, разбившего телефон, равно как и его помощников, уже след простыл.
По словам промоутеров, это далеко не первый случай хулиганства со стороны загадочных персонажей. Казалось бы, откуда такая агрессия? Ведь если у организаторов круизов все в порядке с лицензией и с налогами, бояться им нечего. Значит, бородачам из ЦПКиО есть что скрывать? Стоит ли тогда удивляться, что москвичей катают по реке пьяные капитаны на «убитых» суденышках.