Напомним: выяснилось, что изъятое у преступников охотничье ружье ТОЗ-34 ранее принадлежало пенсионеру Анатолию Степочкину. Оружие он в свое время выменял у промысловика-ханта. Тогда же, в 1981 году, выпив, заготовитель ему поведал, как охотники с шаманами в 1959 году за осквернение священного места расправились на перевале с туристами из группы Дятлова.
Ружье ТОЗ-34, которое сейчас проходит в уголовном деле, которое было возбуждено по статье 163 УК РФ о вооружённом вымогательстве, не имеет никакого отношения к гибели группы Дятлова, - рассказывает следователь Олег Васнин. - Просто это ружье в 1981 году охотник-промысловик передал жителю Верхотурья Анатолию Степочкину.
Он его оформил на себя, пользовался им, а несколько лет назад, когда здоровье уже не позволило охотиться, продал ружье молодому парню. Все документы были оформлены надлежащим образом, пройдена перерегистрация в МВД.
Потом охотничье ружье ТОЗ-34 попало в руки к преступникам. Они отняли его у хозяина и использовали для вымогательства. В рамках расследования уголовного дела, мы пригласили также бывшего владельца ружья. В отделении Полиция Степочкин нам и рассказал, при каких обстоятельствах к нему попало это ружье.
Анатолий Сергеевич уточнил свой рассказ для читателей «МК»:
В декабре 1981 года нас отправили с электромашиностроительного завода в Карпинске в Ханты-Мансийский округ за рыбой для столовой и работников. Бригада заготовила для нас 6 тысяч тонн, нужно было забрать рыбу.
Двигались караваном на КРАЗе-вездеходе и ЗИЛ-131. Путь был неблизкий, от Карпинска до села Саранпауль около 500 километров. Проехали Няксимволь, переправились через реку, как вдруг увидели палатку, около которой вились два щенка, а самого хозяина не было. С ним мы познакомились на обратном пути, когда ехали уже груженые рыбой. Дело было под вечер, решили там заночевать.
Хозяин был хант, охотник-промысловик. У него была довольно теплая палатка, внутри стояли двойные нары, посередине – печка-буржуйка. Жил он один. Охотников на сезон завозили на определенные участки, где они били соболей, добывали пушнину, а потом забирали.
У нас с собой было две бутылки водки. Сели обедать, хант поставил на стол холодец. Мы добавили колбасы, консервов и свежего хлеба. Потом хозяин достал еще трехлитровую банку их местной, мансийской, браги. Пошел откровенный разговор.
Меня удивило, когда мы ехали на Саранпауль, что прямо около палатки ханта лежало едва прикрытое лосиное мясо. Я возьми и спроси: «Не боишься, что могут украсть?» Он говорит: «В тундре никто ничего друг у друга не берет. А пришлых людей, кто позарится на чужое добро, всегда можно выследить и наказать…» И рассказал историю про туристов на перевале.
У хантов и манси было в ущелье священное место, пещера, куда они приезжали молиться, а туристы, мол, ее разграбили. Утащили жертвоприношения: золото, платину, меха. Шаманы об этом узнали, собрали охотников, вышли на след группы. Вычислили их, когда туристы расположились на ночлег. В полночь окружили палатку. Шаманы проделали в брезенте дыру, напустили внутрь палатки дурмана в виде дыма. Туристы в ужасе стали выскакивать наружу, кто не смог убежать – с теми жестоко расправились.
Рассказывая о тех событиях, хант постоянно срывался, повторяя: «Мы хозяева в этих местах». «Мы, мы, мы…».
Тогда же он посетовал, что недавно упал и сломал приклад ружья. Сказал: «У меня охота срывается. Остался один карабин, а ружье вышло из строя».
Тогда я и предложил ему поменяться ружьями. У него было охотничье ружье ТОЗ-34, «вертикалка» - с вертикально расположенным стволом, у меня - немецкое ружье Sauer 1939 года, 12-го калибра, которое я привез из Германии, где служил в Армия. Я запросил в придачу к ружью щенка лайки. Знал, что ханты собак не продают, могут только подарить. Сам передал хозяину еще и отличный охотничий нож, хант дал мне пару соболиных шкур. На том и разошлись.
Потом я приклад ружья ТОЗ-34 восстановил, а собаку в память о прежнем хозяине назвал Хантом, охотился с ней лет пять. Отличный пес оказался, брал и лося, и медведя.
- А тот охотник в тундре не называл своего имени?
- Может и называл, но я сейчас уже не помню. Столько лет прошло.
-Вы больше с ним не встречались?
- Нет, в те края я больше не ездил. Это довольно далеко, чтобы добраться до Саранпауля и вернуться обратно, нам потребовалось тогда 8 суток.
- Как думаете, мог он все это нафантазировать под воздействием алкоголя?
- Нет, мне показался он серьезным человеком. Тогда ему было лет 40 – 45, сейчас, если жив, ему где- то 74 - 79.
- Почему раньше вы никому не поведали об услышанном?
- Я тогда не придал значения этим сведениям. О том, что случилось с группой Дятлова, я узнал года три-четыре назад, когда по телевизору увидел передачу про погибших туристов. Все думал, кому бы передать рассказ ханта, а тут меня вызвали к следователю. Ему и присутствующему там адвокату я и рассказал эту историю. А они уже передали мои координаты журналистам из Екатеринбург.
Вполне возможно, что оружие раньше принадлежало участнику расправы над туристами. Номер ТОЗ-34 – 21057, калибр — 12 на 70. В архивах, вероятно, можно найти имя первого владельца.
- Но это официальным владельцем мог быть совсем не хант-промысловик, - говорит, в свою очередь, следователь Олег Васнин. – В те годы с охотничьим оружием обращались весьма вольно,отец мог передать брату, тот – мужу жены. В тундре были свои законы. Вы, конечно, можете отправить запрос в соответствующую структуру ГУВД Свердловской области. У них есть архивы.
- А вы сами не планируете отправлять запрос?
- Кому в те давние годы принадлежало это оружие – мне не интересно. Меня интересует, на кого оно было оформлено сейчас и как попало в руки к преступникам.
Эксперт по оружию Геннадий Петров: «Есть вероятность, что ружье было зарегистрировано, тем более, что речь идет о 1981 годе. А вот на кого — вопрос. Ранее оленеводам выдавали оружие для защиты от медведей и волков. Нередко приходилось пару ружей на всю оленеводческую бригаду. Есть вероятность, что охотники-промысловики все-таки пользовались оружием, которое было зарегистрировано на их имя. То, что владелец был манси, конечно, усложняет дело. Если он так легко поменялся ружьем с проезжим человеком, где гарантия, что он не делал этого ранее со своими сородичами?».
Читайте материал по теме "После смерти у перевала Дятлова власти закрыли священное плато манси".