Помощники Обамы старательно разъясняли дотошной прессе, что президент избегает упоминания терроризма во избежание недоразумений. Взрывы могут (теоретически) оказаться чисто уголовной разборкой, криминальным правонарушением без политических или иных требований к властям и обществу – тогда это не теракт. Начальник городской полиции Бостона Эд Дэвис тоже не готов назвать взрывы на финишной линии бостонского марафона терактом. ФБР – ведомство, которое возглавило расследование преступления, – сообщило на первой пресс-конференции, что рассматривает его как «криминальный акт, который потенциально может оказаться терактом».
Кто именно стоит за этим вероятным терактом – открытый вопрос. У властей нет подозреваемых, хотя идут активные опросы и допросы большого количества людей. В их числе, как сообщил новостной телеканал MSNBC, – некий саудовский студент, который убегал с места взрыва с ожогами и был госпитализирован. Ближневосточный, «аль-каидовский» след пока не нащупан, но правоохранительные и разведывательные органы считают его вполне вероятным. Впрочем, не более вероятным, чем отечественный вариант: со времени взрыва Тимоти Маквеем и его сообщниками федерального здания в Оклахома-Сити (1995 г.), когда погибли 168 человек, доморощенных фанатиков в Америке сильно прибавилось. И особенно – в годы президентства Барака Обамы, который вызывает у них жгучую расисткую ненависть.
В пользу отечественной версии говорит то, что 15 апреля – «День налогов» (крайний срок подачи налоговых деклараций за предыдущий год), а антиправительственные фанатики больше всего на свете ненавидят налоги. Одновременно в этот день (третий понедельник апреля) штат Массачусеттс отмечает в качестве своего праздника «День патриота» в память о битвах при Лексингтоне и Конкорде в 1775 году, когда североамериканские колонии воевали за свою независимость. Фанатики вполне могли устроить в этот день манифестацию своего патриотизма и своей независимости от федерального Дяди Сэма. Тем более что тут и марафон очень кстати – массовое, популярное в народе мероприятие.
О возможности отечественного происхождения бостонского теракта сказала сенатор-демократ от штата Калифорния Дайана Файнстайн, которая возглавляет сенатский комитет по делам разведки, – хотя она подчеркивает, что пока никто ничего не знает. По словам сенатора, у разведывательного сообщества не было никаких указаний и предупреждений относительно подготовки теракта. Ее коллега в нижней палате Конгресса, республиканец из Мичигана Майк Роджерс – председатель комитета по делам разведки Палаты представителей, отказался говорить что-либо о версиях и имевшихся разведданных до полного прояснения фактов.
Возможно, ФБР будет располагать какой-то дополнительной информацией, когда будет проводить брифинг для членов Конгресса США во вторник 16 апреля. Пока информации крайне мало. Даже данные о пострадавших постоянно меняются. По состоянию на 23.00 15 апреля по восточно-американскому времени (7.00 16 апреля по Москве), три человека числились убитыми (в том числе восьмилетний ребенок) и более 140 – ранеными (данные Associated Press). Количество взорвавшихся бомб – две, количество не взорвавшихся уточняется, цифры меняются. Из-за того, что бомбы были начинены поражающими элементами, среди раненых много тяжелых, много ампутаций конечностей.
В Нью-Йорке, Чикаго, Вашингтоне и других крупных американских городах по горячим следам взрывов в Бостоне были введены повышенные меры безопасности на транспорте, в местах массового скопления людей и на правительственных объектах.
Как взрывали Бостонский марафон: видеосъемка очевидцев