— На судне были трюмные перегородки? По сообщениям СМИ, на “Булгарии” их не было.
— Перегородки были, во всяком случае, в техрегламенте данного судна они предусмотрены (более полный ответ на этот вопрос — в материале “Булгария” уже тонула”. — Авт. ).
— Тогда как же теплоход мог уйти под воду за столь короткое время?
— Я сейчас не вправе комментировать какие-то конкретные вещи. Был ли неисправен второй двигатель, был ли правый крен — на все эти вопросы должна в ближайшее время ответить специальная комиссия, которая в данный момент работает на месте крушения судна. Одно могу сказать точно: “Российский речной регистр” выдал разрешение на эксплуатацию этого теплохода, в котором четко было прописано: количество пассажиров должно быть не более 120 человек. Цифра обуславливается рядом факторов, в том числе наличием спасательных мест, устойчивостью, маневренностью и прочим.
— Кстати о спасательных местах: сколько их было предусмотрено на “Булгарии”?
— Данное судно оборудовано шестью плотами общей вместимостью 120 человек и двумя шлюпками еще на 36 человек. И если для спуска шлюпок на воду нужен человек, то плоты в ряде случаев раскрываются автоматически, например, когда попадают в воду. По сообщениям местной службы МЧС, плоты были.
— Кто в экстренных ситуациях, помимо экипажа и МЧС, которые обычно работают уже по факту, может и должен приходить на помощь терпящим кораблекрушение?
— Любое судно, которое находится на максимально близком расстоянии от места катастрофы. Это не жест доброй воли, а обязательный пункт, прописанный в двух законах: Кодексе торгового мореплавания и Кодексе внутреннего водного транспорта.
— “Булгария” была построена в 1955 году. Много ли еще речных судов столь почтенного возраста сегодня служат в речном флоте и каков средний срок их эксплуатации?
— Точно таких же теплоходов у нас сегодня 18 единиц, из них используются только три, не считая “Булгарии”. Средний возраст пассажирского речного флота России — 30 лет. Что касается сроков эксплуатации — мы определяем его по факту: раз в пять лет каждое судно проходит освидетельствование с подъемом в док. Проводятся дефектация металла корпуса, осмотр всех механизмов и систем, включая гребные винты. При необходимости производится ремонт, но только в авторизованных доках. Эту процедуру “Булгария” последний раз проходила 24 мая 2007 года на Пермском судостроительном заводе. Кроме того, ежегодно каждое судно проходит осмотр на месте его стоянки, где группа специалистов также осматривает все механизмы с помощью специальных приборов.