Сначала разберемся с ЛЭП, которую якобы задел самолет. Сразу несколько источников, в том числе вполне уважаемые, утверждали, что никаких вышек на территории аэродрома нет и быть не может. Дескать, правила эксплуатации аэродромов это запрещают. Однако в 23.43 было зафиксировано отключение энергии на подстанции Суоярви. Экспресс-проверка показала, что именно в этот момент самолет задел ЛЭП, которая находилась не на территории аэродрома, а в километре от него, около шоссе.
Другой вопрос: как это могло повлиять на развитие событий? Эксперты считают, что если даже огни на ВПП отключились на 3 секунды, как это говорит представитель аэропорта (потом включилась резервная сигнализация), самолет вполне мог принять за посадочную полосу автотрассу, особенно в вечерней дымке (сейчас в Карелии темнеет очень поздно). И резкое снижение на скорости 275 километров в час, разумеется, привело к катастрофе.
Но насколько честны сотрудники аэропорта? Вот что рассказывают в блогах:
“Звонил брат он живет в Нижнем Бесовце сказал света небыло еще до аварии отрубило все еще задолго до падения самолета… Вот посмотрим как выкручиваться будет аэропорт”.
“Наверное “белые ночи” — “экономия света”, как перед летом, еще ночью хоть “глаз выколи”, а на улице уже свет отключили. А дежурный по городу комментирует, что все согласно программе по энергосбережению. Безопасность, видимо, уже давно не на первом месте. Главное план по экономии”.
Возможно, блогеры преувеличивают. Но едва ли будут врать чиновники. Представитель Росатомнадзора г-н Топтыгин не так давно заявил: Карелия в 2010 году заняла первое место по числу аварий на энергосетях. На фоне этого отключение электричества, в том числе на аэродроме, не выглядит чем-то из ряда вон выходящим.
Достоин особого внимания и сам аэропорт “Бесовец”. Кстати, по документам он значится как “Борисовец”. Но в обиходе фигурирует как “Бесы”. Название “прикипело” из-за расположенных рядом одноименных поселков.
Открытие аэродрома выпало на 1939 год. Сначала на его территории располагалась только воздушная база истребительного полка. С 1964 года с аэродрома стали взлетать и садиться гражданские лайнеры. Сейчас “Бесовец” является местом дислокации 159-го гвардейского истребительного авиаполка и Пограничных войск ФСБ Российской Федерации. Аэродром относится ко второму классу и предназначен для приема и отправки судов с максимальной взлетной массой до 150 тонн.
Как рассказал “МК” бывший коммерческий директор аэропорта Вадим Лесонен, в последние годы в его модернизацию были вложены большие средства, а вот локатор остался стареньким, с которым и в прошлом были проблемы.
“Посадочный радиолокатор — важный элемент наземной системы посадки, особенно в условиях ночи и тумана. Он предназначен для наблюдения за положением самолетов относительно курса посадки и глиссады. И если с ним были проблемы, это должно было быть отражено в журнале у диспетчера, — говорит эксперт Валентин Дудин. — Старой техники на аэродромах достаточно. И проще простого вину свалить на наземную аппаратуру”.
Также отметим, что совсем недавно в аэропорту было выявлено хищение 70 метров кабеля сдвижных ворот аэропорта и более 50 метров ограждения перрона. Обычный российский бардак, которым, увы, может “похвастаться” каждый второй российский аэропорт.