Нет дома без огня

Выселенные здания в Москве поджигают сами гастарбайтеры

Пожар, вспыхнувший в ночь 17 мая в центре столицы в подвале выселенного жилого дома 1908 года постройки, унес жизни семерых работяг-дворников из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Такие ЧП случаются с завидной регулярностью — приезжие из других регионов живут в Москве в ужасающих условиях. Побывавшим на месте произошедшего корреспондентам “МК” удалось выяснить подробности трагедии. И ответить на вопрос: почему десятки выселенных домов в центре Москвы напоминают бомбейские трущобы?

Выселенные здания в Москве поджигают сами гастарбайтеры

Огонь вспыхнул в подвале дома № 7 в Большом Афанасьевском переулке в 5.45, когда нелегальные жильцы, проснувшись, включили электроплитки и кипятильники. Ненадежная электропроводка не выдержала нагрузки, и дело закончилось коротким замыканием. В считанные минуты огонь от случайной искры распространился по ветхим деревянным перекрытиям по всему зданию. Работяги ринулись спасаться из подвала на первый и второй этаж. Кто-то из застигнутых пламенем счастливчиков успел связать веревку из одеял и спустился с балкона второго этажа на землю. Но в подвале погибли семь бедолаг, которые так и не смогли выбраться наружу, отрезанные пламенем. Всего же из выселенного дома удалось спастись 40 обитателям, в том числе и котенку Марату, который сначала в суматохе сбежал от хозяйки, а потом сам вернулся уже на пепелище.

Как стало известно “МК”, все пострадавшие — это дворники, нанятые местной коммунальной конторой, которая располагалась на втором этаже выгоревшего дома. В свое время проблему ведомственного жилья руководство ЖЭКа решило просто и эффективно, расселив рабочую силу прямо у себя под боком. Привилегированные русские работяги и члены смешанных семей занимали первый и третий этажи. На третьем, например, обосновалась многодетная русско-узбекская семья с маленьким ребенком-инвалидом, которая 16 лет ждала новой квартиры (мальчика потом вынесли из огня на руках родители, к счастью, уцелела и его инвалидная коляска).

Что же касается приезжих азиатов, то им достался подвал. Гастарбайтеры первым делом протянули проводку, которая позже и стала причиной беды. Затем замуровали все окна на уровне земли кирпичом, оставив только некоторое подобие бойниц. Во время пожара это сыграло роковую роль, когда люди в панике метались по подвалу, но не смогли вылезти через окна. Пожарным пришлось кувалдами и ломами разбивать кирпичную кладку на окнах, чтобы протащить внутрь брандспойты. Но до пожара маленький азиатский интернационал жил в подвале припеваючи, хоть и немного тесновато. Как вспоминали жители окрестных домов, которые по своей надобности заглядывали в ЖЭК, в каждой из комнатушек площадью 15 квадратных метров обитало полтора десятка постояльцев. А недавно в подземном убежище появился самый настоящий негр по имени Нгази. Чернокожий бродяга потусовался некоторое время с таджиками, а потом, будто предчувствуя неладное, исчез за пару дней до пожара. Всего же в подвале ютились вместе с женами и детьми около 50 человек из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.

— О том, что у них тут в подвале живут дети, мы даже не догадывались, — рассказывают жители соседнего дома. — Но однажды пришлось вызывать малышу “скорую помощь”. Так мы узнали про “детей подземелья”, которых родители запирают, когда сами на работе, чтобы не нервировать местных жителей детским визгом.

Немудрено, что за 10 лет существования подземного рабочего интернационала там скопились груды разной дряни, которая стала отличным топливом для огня. В том числе и несколько велосипедов, которые, как оказалось, были главным развлечением гастарбайтеров в редкие часы досуга. Именно на сваленных в кучу велосипедах пожарные обнаружили первый сгоревший труп.

Семь человек заживо сгорели в нелегальном общежитии в центре Москвы

Смотрите видео по теме

Большинство жителей подземного убежища разбежались еще до прибытия пожарных расчетов, потому что пуще огня боялись полиции и сотрудников миграционной службы. На месте остались только самые смелые из аборигенов в оранжевых жилетах.

— По официальным данным, при пожаре пострадали также двое детей — 3-летний мальчик и девочка 6 лет, а также 19-летний гражданин Узбекистана, — заявил журналистам один из пожарных и уже неофициально добавил: — Но ничего, завтра в Москву приедут еще человек семьсот.

Как вообще старый домишко уцелел в окружении стеклянных новостроек? Ветхий дом был признан непригодным для жилья 16 лет назад. С тех пор газа в доме нет, однако осталась канализация и электричество. Аварийное, с износом более 60 процентов здание должны были снести еще в 2006 году, однако тут неожиданно вмешался большой капитал. Дело в том, что злополучная развалюха вплотную примыкает к новенькому офису коммерческого банка. Банкиры были бы очень недовольны соседством с грудами битого кирпича, тучами пыли и грохотом грузовиков, поэтому запланированный снос здания всякий раз переносили. И так целых пять лет.

фото: Геннадий Черкасов

Проблема обитателей расселенных домов в Москве — одна из тех, о которой все знают, грозятся в скором времени решить, даже что-то делают, но без особых успехов.

— Подобные дома расположены в основном в центре, — сообщили “МК” в пресс-службе столичной ФМС. — Дома выселены, но в них, как правило, есть возможность жить — электричество, канализация. Только в этом году мы проверили около 400 выселенных домов, в которых проживали 10 142 человека. Иностранных граждан среди них было 569 человек. В сгоревшем доме жили люди, занятые в местной организации, специализирующейся на благоустройстве территории. У многих из них оказались поддельными миграционные документы.

Бороться с подобной напастью трудно и потому, что селить мигрантов в выселенных домах чрезвычайно выгодно. Они, как правило, задействованы в важнейших отраслях столичной экономики — строительстве и коммунальном хозяйстве. По одной схеме, например, строительная компания селит “своих” гастарбайтеров в дома, которые сама же в будущем предлагает снести под застройку. “МК”, например, не раз писал о целом квартале в двух шагах от Кремля: гастарбайтеры обитали в многоэтажных старых домах рядом с гостиницей “Балчуг”. Ужасали там не столько сами дома, сколько вязанки проводов, самопально подключенных к электросетям, и абсолютно никакой пожарной безопасности. Кроме того, в таких домах, которые по-прежнему контролируют ДЕЗы и ЖЭКи, селят дворников (это практиковалось и в советские времена). Они кочуют из дома в дом: по словам представителей ФМС, среди живущих здесь таджиков-нелегалов они опознали людей, уже выселенных из подобного здания на Остоженке.

Проблема в том, что непосредственно ответственного за содержание дома найти крайне трудно. Так вышло и на этот раз: управляет домом ТСЖ “Афанасьевский, 7”, эксплуатирует здание еще одна организация, а вопросами расселения занимается частный инвестор. И в префектуре ЦАО, и в профильных структурах мэрии, занимающихся благоустройством, не смогли ответить, какая, собственно, организация селила в этом доме своих дворников. Известно, что расселяют его уже 8 лет, и, по некоторым данным, в нем еще проживали три московские семьи. В собственности ТСЖ, как сообщили нам в префектуре ЦАО, дом находится с 2007 года.

фото: Ольга Бородина

— Про ТСЖ в этом доме мы слышим первый раз, — сообщили нам на условиях анонимности в одном из соседних ТСЖ. — У нас, кстати, в нем тоже жил дворник с семьей, они уцелели. Насколько нам известно, раньше его обслуживал ЖЭК, но потом он куда-то затерялся.

Также отметим, что в феврале 2008 года дом проверяли пожарные. Нарушений нашли видимо-невидимо. Управляющую компанию оштрафовали, эксплуатацию здания остановили на 90 суток. Только вот гастарбайтерам и их работодателям на все эти запреты плевать с высокой колокольни. Первые ради зарплаты готовы рисковать своими жизнями, вторые — ради прибыли — чужими.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру