Тела как минимум 1000 людей, погибших от землетрясения и цунами, так и лежат в пределах аварийной зоны вокруг АЭС. Полиция говорит, что, прежде чем их собрать, необходимо очистить их от радиации.
Тем временем инженеры и рабочие уже третью неделю продолжают вести тяжелейшую борьбу за охлаждение реакторов на АЭС “Фукусима-1”. Чтобы предотвратить радиоактивную утечку, реакторы заливаются водой. Из-за радиации они могут работать только по 15 минут. Неутешительно и то, что уровень радиационного загрязнения постоянно увеличивается в воде рядом с “Фукусимой-1”. Это свидетельствует о наличии постоянного источника утечки радиации. Появились сообщения о том, что 140 военных специалистов по ядерной проблеме прибудут в Японию из США, чтобы оказать помощь в ликвидации последствий аварии на АЭС. ТEPCO, компания-владелец АЭС, заявила, что стабилизация реакторов будет проходить еще “достаточно долгое время”. Сколько “достаточно долгое время” продлится в количественном выражении, председатель совета директоров Цунехиса Кацумата не уточнил.
“МК” связался с нашим корреспондентом в Токио Юрием СИНАЛЕЕВЫМ, чтобы выяснить, не изменилась ли ситуация к лучшему в столице Японии.
— Да нет. Разве что только хуже стало. Думаем, может быть, ребенка в Америку отправить — у меня там родственники. С радиационным фоном тоже непонятно, везде разный. Во много раз выше нормы — это точно... Зато появился бензин, правда, подорожал. Раньше литр 96-го стоил где-то порядка 114—120 иен, теперь 150—160. Но то, что он продается, признак хороший.
— Люди не думают переехать из Токио куда-нибудь на юг страны?
— На самом деле думают, разговоры идут. Но тут нужно понимать ментальность этих людей: “Если я уеду, а мои друзья останутся, как я потом смогу близким в глаза смотреть?” Мы ребенка спокойно можем отправить за границу, но как поступить — не знаем. Просто морально сложно. Телефон с перебоями стал работать, а про Интернет я и не говорю. Денег снять с карточки практически невозможно. Кстати, техника подешевела в разы, ее, правда, все равно не особо покупают: не нужна она сейчас никому. Вчера ночью трясло. Балла 3—4 было, но мы уже на это не обращаем внимания. (Для Японии перманентные толчки, особенно после большого землетрясения, являются нормой. В четверг было зафиксировано самое мощное за последнюю неделю землетрясение с магнитудой 6,2 — “МК”.) Правительство себя очень плохо ведет. Очень много ругани: возмущаются, что TEPCO не предоставляет достаточно информации, так правительство дает мало информации! Японцы достаточно спокойные люди, но у всех на уме: “Вы не тем заняты”. Я думаю, что на следующих выборах выиграет либерально-демократическая партия Японии...
Чем чревата аварийная ситуация на японской АЭС?
Взрывы и выбросы радиоактивных частиц в атмосферу на японской АЭС “Фукусима-1” спровоцировали появление версий о повторении чернобыльского сценария. Но эксперты в своих оценках по-прежнему не пришли к единому мнению. Вот лишь несколько прогнозов.
Токио может вымереть: по мнению ряда американских специалистов, Токио в результате аварии на АЭС “Фукусима-1” может оказаться в “зоне смерти”, то есть территории, непригодной для проживания. По их подсчетам, опасная зона вокруг станции может вырасти настолько, что “поглотит” и столицу Японии, находящуюся на расстоянии 227 километров от АЭС. Кроме того, Штатам в первую очередь угрожает перенос радиоактивных частиц воздушными массами.
Повторения Чернобыля не будет: американский эксперт Ричард Лейхи, возглавлявший отдел безопасности реакторов с кипящей водой в компании General Electric (устанавливавшей энергоблоки на “Фукусима-1”), предполагает, что топливные стержни и оболочка второго реактора АЭС расплавились. Лейхи опирается на данные об уровне радиации на станции, обнародованные японскими властями и TEPCO, а также сообщения о том, что за пределами герметичной зоны была обнаружена зараженная вода, источником которой, по его мнению, могла быть только активная зона реактора. Продукты плавления из второго реактора попали в сухой бетонный бокс под камерой давления. Лейхи опасается, что при вступлении топлива в химическую реакцию с бетоном могут выделиться радиоактивные газы. В то же время с учетом того, что бокс затоплен водой и радиоактивные материалы попадают в него не сразу, а вливаются медленно, что упрощает процесс охлаждения, опасные выбросы могут быть значительно меньше. Эксперт также уверен, что катастрофа на “Фукусиме” не достигнет масштабов Чернобыля, однако ущерб окружающей среде нанесен значительный.
Опасность ограничена: согласно заключению ВОЗ и Красного Креста, распространение радиации в результате аварии на японской АЭС происходит в ограниченных зонах и не представляет серьезной опасности для здоровья людей. По словам первого заместителя директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Рафаэля Арутюняна, на данный момент ситуация на японской АЭС стабилизировалась. Несмотря на то что на территории станции и вблизи нее наблюдается повышенный уровень гамма-фона, даже при стечении всех негативных обстоятельств распространение радиации в Россию и другие страны будет крайне незначительным. Меры, предпринимаемые японцами на АЭС, российская сторона оценила как достаточные.
Цена прогнозов: не стоит уповать на различные прогнозы развития событий, ведь заключения специалистов не раз терпели крах. Более двух недель назад западные эксперты уже успели “дать” японцам два дня, после чего, по их данным, страна встретится с катастрофой, на фоне которой Чернобыль покажется детским утренником. Такую точку зрения высказали, в частности, директор по безопасности ядерных объектов французского Института радиологической защиты и ядерной безопасности (IRSN) Тьерри Шарль и член французского правительства Франсуа Баруан. В IRSN даже успели создать имитационную модель для прогнозирования масштабов заражения в течение 48 часов после полного расплавления реактора. Согласно результатам моделирования, в подобной ситуации доза радиации в зоне АЭС превысит критический показатель, после чего излучение начнет разрушать костный мозг людей, повреждая стволовые клетки.
Несмотря на все трудности, с которыми сталкивается Страна восходящего солнца, очевидно, что на данный момент “второго Чернобыля” удалось избежать. В то же время из Японии уже поступали призывы к другим странам не драматизировать излишне обстановку вокруг “Фукусимы”. Отмечают японцы также и тот факт, что внимание к АЭС затмило собой все остальные беды, в то время как число погибших и пропавших без вести в результате землетрясения и цунами растет. Случаев же смерти от облучения пока не зафиксировано.
Накроет ли облако Москву?
Стоит ли в связи с катастрофой на “Фукусиме” опасаться роста радиации москвичам? Об этом “МК” спросил сопредседателя Международной экологической группы “Экозащита” Владимира СЛИВЯКА.
— Во-первых, надо сказать, что превышение радиоактивного йода-131 в Приморье официально признал позавчера Росатом. Однако все говорят о том, что концентрации данного вещества не опасны для здоровья. По моему же мнению, безопасных доз радиации не существует — все, что превышает естественный радиационный фон, может навредить нашему здоровью. Если исходить из того, что йод-131 продержится в атмосфере около трех месяцев, не исключено, что частично он может дойти и до Москвы.
— Как определяется его опасность?
— Те концентрации йода или цезия-137 (который также присутствует в надвинувшемся на Дальний Восток облаке) не будут угрожать людям, пока не попадут внутрь с воздухом, водой или пищей. Внутри нас каждая частица может сыграть роль спускового крючка для какого-нибудь заболевания. Конечно, высокий уровень иммунитета может и справиться с атакой малой частицы, но не факт, что таким иммунитетом обладают все жители Камчатки или Сахалина.
— Йод может вызывать нарушения в работе щитовидной железы, а по каким органам прежде всего бьет цезий?
— Он облучает внутренние органы.
— Получается, жителям Приморья сейчас не следует ни дышать, ни пить воду?
— Официально дошедшая до наших берегов доза радиации уже признана безопасной — значит, никаких подобных рекомендаций нет. И действительно, не факт, что каждый житель незначительно зараженной зоны подхватит внутрь радиоактивную частицу. Но на всякий случай некоторые специалисты все же советуют по возможности не покидать своих квартир, плотно задраив все форточки. Кто-то рекомендует надевать на улице респираторы (в крайнем случае — марлевые повязки), пить препараты йода. Хотя многие считают, что обычный йод неэффективен, тут могут помочь только таблетки стабильного йода, да и то употребленные либо до радиационной атаки, либо в течение 5 часов после полученной радиации. Потом они уже не будут эффективны.
О том, что японская радиация может дойти до России, говорит и член совета Центра экологической политики России, член Общественного совета Росатома Валерий Меньщиков: “Пока что ветра идут от территории России на восток, но уже в мае они могут вплотную подойти к берегам Камчатки». По мнению Меньщикова, можно осаждать облака на подходе к российским берегам по принципу того, как осаждали радиоактивные тучи во время чернобыльской катастрофы или разгоняли облака над Москвой в праздники. Для удешевления процесса вместо азотнокислого серебра можно распылять обычный цемент.