На протяжении этого времени террорист, одетый в черную куртку и бейсболку, стоял на одном месте, ни с кем не общаясь, в том числе по телефону. Он выглядел спокойным, хотя время от времени озирался по сторонам. Подрыв бомбы, по всей видимости, был произведен в строго определенное время. Дело в том, что у террориста была возможность привести в действие взрывное устройство, когда концентрация людей вокруг него была максимальной, однако он этого не сделал. И это, пожалуй, один из самых непонятных моментов. Террорист взорвался в 16.32. Что или кого он ждал в аэропорту? Что-то еще должно было произойти в это же время?
Достаточно вспомнить, что прошлогодние мартовские взрывы в метро тоже случились с небольшим интервалом. И тогда эксперты говорили о том, что террористы намеренно перешли на серийные теракты, чтобы посеять большую панику. Возможно, нечто подобное должно было произойти и в этом случае, но вторая (или первая?) бомба, к счастью, не сработала...
Теракт приурочили к Давосу?
Как утверждает источник, внешне террорист напоминал выходца с Северного Кавказа, “однако полученный в результате восстановления образ подрывника позволяет в этом усомниться”. И это тоже отдельная тема исследования. В разговоре с корреспондентом “МК” оперативник одной их силовых структур обратил внимание на два момента. Во-первых, до сих пор никто не взял на себя ответственность за теракт в “Домодедово”, хотя прошло уже пять дней. И это не очень похоже на бандподполье Северного Кавказа. Во-вторых, обычно террористы устраивают свои акции в привязке к какому-либо событию или дате. Что происходило 24 января? С чем связана эта дата? Наши источники считают, что теракт был приурочен к международному экономическому форуму в Давосе, чтобы показать нестабильность ситуации в России и отсутствие безопасности для потенциальных инвесторов. Об этом же вскоре после теракта говорил и Дмитрий Медведев.
Наши источники также обращают внимание на то, что скорее всего террорист мог пройти подготовку в палестинских лагерях боевиков. А связь между взрывом 31 декабря в стрелковом клубе в Кузьминках и взрывом в “Домодедово” не столь очевидна, как это казалось раньше. Впрочем, это может подтвердить или опровергнуть взрыво-техническая экспертиза.
Пока же другая экспертиза — ДНК — показала, что Виталий Раздобудько, которого считали то самим подрывником, то организатором теракта, не был смертником, подорвавшимся в аэропорту. Да и имеющаяся в распоряжении следствия запись с одной из видеокамер из зала прилета “Домодедово” четко показывает, что это другой человек.
Террорист Раздобудько и имам Степаненко
Напомним, что уроженец Пятигорска 31-летний Виталий Раздобудько пропал вместе с женой Марией Хорошевой в октябре прошлого года, о чем заявили в милицию родители Виталия.
Школу №6 села Солдато-Александровское супруга Раздобудько Мария Хорошева окончила в 2002 году. Потом поехала поступать в фармакадемию города Пятигорска.
— Мария была очень хорошей ученицей, школу окончила почти на одни “пятерки”, — вспоминает директор школы. — Семья у нее тоже очень порядочная. Мама прикована к постели, на улицу не выходит, поэтому с сельчанами их семья мало общается. Девочку, после того как она уехала в Пятигорск, в селе я не видела. Возможно, она и не приезжала больше домой.
Вуз, в котором учился Раздобудько, “МК” установить не удалось. По крайней мере в базах Пятигорского государственного технологического университета такой студент не числится.
Раздобудько жил в Пятигорске со своей гражданской женой и их общим недавно рожденным ребенком в самом центре города, на улице Дзержинского, в доме барачного типа, недалеко от того места, где 17 августа был совершен теракт у кафе “Кейптаун”. По слухам, в ислам его обратил пятигорский имам Антон Степаненко (мусульманское имя Абдулла). В 2006 году Степаненко получил условный срок за “незаконное лишение свободы человека”. Однако в этом деле не все однозначно. По данным правоохранительных органов, имам Степаненко насильно удерживал в доме подростка, страдающего шизофренией 2-й степени, которого сам привлек в общину. Мальчик утверждал, что Степаненко учил его, что в 18 лет он должен убить неверного. По словам же имама, мальчик украл из молельного дома 38 тысяч рублей.
Впрочем, утверждалось, что к подростку были применены меры “воспитательного” воздействия: двое взрослых прихожан по просьбе имама вывезли мальчика в лесной массив, где избили его и заставили признаться в краже. Через сутки родителям подростка было объявлено, что они получат ребенка только в том случае, если расплатятся. Быстро собрать нужную сумму родителям мальчика так и не удалось, и после очередных угроз со стороны имама и его подручных они обратились с заявлением в УБОП. Во время обыска у Степаненко оперативники обнаружили литературу ваххабитского толка — книгу (она одна из первых в России была признана экстремистской) Альваххабба “Единобожие”, аудио- и видеокассеты экстремистского содержания, руководство по минно-взрывному делу и ксерокопии загранпаспортов с фотографией господина Степаненко, выписанных на другие фамилии. Вместе с ним задержали помогавшего имаму прихожанина. Он тоже был осужден. А брат Степаненко Евгений был объявлен в розыск и сдался только через два года. Он получил условный срок. Во время процесса Степаненко поддерживали Совет муфтиев России и лично Равиль Гайнутдин, а также Кавказский муфтият. Кроме того, с ходатайствами защитного свойства в суд обращался один из депутатов Госдумы.
В настоящее время о Степаненко известно, что после снятия условной судимости в 2008 году он обратился с жалобой в Европейский суд и уехал на учебу куда-то за границу. Двое членов его общины принимали участие в нападении на Нальчик в октябре 2005 года и были спустя год арестованы в Кабардино-Балкарии.
Уроженец Хабаровского края 31-летний Антон Степаненко — ровесник Раздобудько — принял ислам в 17 лет. Его мать Ирина Степаненко вышла замуж за мусульманина и переехала в Нальчик. Она утверждает, что Антон долго выбирал между различными религиями и пришел к выводу, что ислам ему ближе всего. Коран и мусульманские обряды будущий имам Пятигорска выучил благодаря отчиму. Духовного образования он получить не успел, однако уже в 21 год был назначен на должность руководителя мусульманской общины Пятигорска духовным управлением мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края. Однако пока он был в СИЗО, его обязанности исполнял другой человек, а нового назначения Степаненко так и не получил.Перед арестом он организовал кавминводскую региональную конференцию “Противодействие ислама экстремизму”, в ходе которой шла речь о том, что экстремизм порождается жестокостью правоохранительных органов к мусульманам.
Безопасность
Проведенные в прошлом году в аэропорту “Домодедово” три целевые прокурорские проверки, а также семь проверок авиационной безопасности других авиаузлов не выявили каких-либо серьезных недостатков с точки зрения обеспечения авиационной безопасности.
Крайними в ситуации с безопасностью уже сделали ответственных за аэропорт силовиков. Однако, как стало известно “МК”, сотрудник ФСБ РФ, отвечающий за безопасность аэропорта, постоянно писал докладные записки о том, что руководством аэропорта не принимаются меры повышенной безопасности и не выполняются другие предписания и требования.
Наш собеседник в силовых структурах отметил, что сама работа в аэропорту и зона проверки выстроены неправильно, а следовательно, это не могло не привести к подобным последствиям.Во всем мире транспортные узлы всегда находятся под особым контролем спецслужб. В частности, зона досмотра при входе в аэропорт имени Кеннеди расположена так, что пассажиры всегда находятся под пристальным вниманием стражей порядка, а выдернуть подозрительного человека из толпы не составляет труда. Да и сама досмотровая зона занимает чуть ли не треть полезного пространства аэропорта. В “Домодедово” место для увеличения досмотровой зоны есть, но будет ли она в итоге увеличена — большой вопрос.
Скорее всего сотрудники ФСБ, отвечающие за безопасность аэропорта, будут сняты со своих должностей. Но при этом не стоит забывать, что все теракты с участием смертников предотвращались только на стадии оперативно-разыскной деятельности, когда те только готовились к взрывам. Во время исполнения теракта никого остановить не удалось...