По данным военной прокуратуры Московского военного округа, разбившийся “Ан-22” — 1974 года выпуска, и до окончания срока эксплуатации ему оставалось порядка 10 месяцев. Но последний капремонт он прошел в феврале 2010 года.
По версии следствия, самолет вылетел из Воронежа в аэропорт “Мигалово” Тверской области в 21.00 и вскоре пропал с экранов радаров. В это время жители поселка Красный Октябрь Тульской области увидели самолет, а затем услышали взрыв. Спасателям понадобилось три часа, чтобы с воздуха обнаружить место крушения “Ан-22”, а добраться туда удалось только утром 29 декабря.
Основной версией крушения, по данным источника Минобороны, является “отказ двигателей и систем управления”, так как перед падением “самолет не планировал, а упал сразу, после чего, видимо, и последовал взрыв”. На месте катастрофы обнаружены небольшие фрагменты фюзеляжа и воронка 20 метров в диаметре и 4 метра глубиной.
При этом военный прокурор Воронежского гарнизона Сергей Заряев опроверг появившуюся в СМИ информацию о том, что “Антей” вез на борту из Воронежа самолет “Су-24”. Он сказал, что “Ан-22” доставил в Воронеж для местного военного авиационного инженерного университета самолет “МиГ-31” и возвращался в Тверскую область порожним.
В связи с крушением “Ан-22” ВВС России в Тульской области полеты “Антеев” и стратегических Ту-95МС с аналогичными двигателями приостановлены до выяснения причин авиакатастрофы.
За комментариями “МК” обратился к специалистам.
Эксперт в области безопасности полетов Валентин Дудин:
— С большой долей вероятности можно говорить об отказе одного из четырех двигателей. По крайней мере 70% предыдущих катастроф с этими самолетами были связаны именно с этим. Дело в том, что при отказе одного из крайних двигателей на самолете возникает очень сильный крен, который практически невозможно выровнять рулями. Особенно если отказ произошел на малой высоте.
Летчик-испытатель, пилот-инструктор самолета “Ан-22” Александр Акименков:
— “Антей” — очень надежная машина, она проста как велосипед. Все, кто летал и летает на “Ан-22”, влюблены в этот самолет. В том числе и я. Те пять катастроф, что случились за всю историю его эксплуатации, не связаны непосредственно с самолетом, они имели исключительно внешние причины. Причиной предпоследней катастрофы в Твери стал, к примеру, перегруз. Правда были две кактастрофы “Ан-22” в Индии, в которых обвинили двигатели. После разбирательства выяснилось, что на тех самолетах стояли движки, где была нарушена технология производства винтов: соцсоревнование, спешили сдать и нарушили техническое задание. В результате винты разрушились в полете при входе в облака в зоне турбулентности. Тогда причину устранили, вернули технологию в прежнее русло и проблему эту закрыли.
Сейчас, конечно, тоже могло произойти что-то неординарное. Первое, что приходит в голову: самолет вошел в метеофронт, началось интенсивное обледенение, пошел дисбаланс винтов, в двигатели попали осколки льда, он мог начать разрушаться, экипаж не справился с ситуацией и т.д. Но, кстати, этот самолет способен сесть и на одном движке. Правда, темное время суток могло осложнить ситуацию.
Пока нет расшифровки “черных ящиков”, фантазировать можно что угодно. Но скажу одно: машина эта супернаджна. Двигатели “НК-12” — тоже. Иначе их бы никогда не поставили на стратегический “Ту-95МС”. Другое дело — как их эксплуатировать.
Специалист Центра по проектированию систем борьбы с обледенением самолетов Игорь Левин:
— Сейчас-то и на земле в Центральном районе сплошной лед, а уж если вы поднимаетесь на высоту, где встречаются теплые и холодные облака, — это 100%-ное обледенение. Самолеты просто по определению должны покрываться льдом. Когда обледенение очень интенсивно, оно смертельно опасно. Если на самолете стоят слабые противообледенительные системы, они просто захлебываются. На “Ан-22” — при оценке по шестибалльной шкале — противообледенительные система где-то на три с плюсом. На нем нет наших последних достижений, которые мы сделали для “Ил-86”, или “Ил-96” — там стоят изумительные противообледенительные системы, так что на “Ан-22” система могла в тяжелых погодных условиях и не справиться. Но учтите, как обычно говорят наши авиационные корифеи, катастрофа происходит обычно только тогда, когда соединяются сразу три вещи: неисправная техника, ошибка пилота и плохие метеоусловия.