За что избили Кашина?

Основные версии преступления

Основная версия нападения — “профессиональная деятельность журналиста”. “МК” попытался разобраться, что стоит за этими словами.
 

Основные версии преступления
Коллаж с сайта движения “Молодая гвардия”, который убрали после нападения.

Химкинский след

Как рассказали “МК” активисты, выступающие простив вырубки Химкинского леса, Олег Кашин — один из журналистов, который вплотную занимался этим вопросом.

— Я лично была знакома с Кашиным. Он неоднократно бывал у меня дома, — рассказала “МК” глава движения Евгения Чирикова. — Он начал отслеживать все события в Химках после нападения на Мишу Бекетова. О ситуации в Химках у него вышло около семи материалов. Настораживает то, что почерк один и тот же. У Бекетова, Фетисова, Кашина почти те же травмы. Их всех выжидали у домов, нападали вечером.

Кстати, правозащитники уже обратились к президенту с просьбой на время расследования этого преступления отстранить от должности главу Химок Владимира Стрельченко.

Активность в блогах

В одном из интервью Кашин заявил, что пришел в большую журналистику благодаря своей активной деятельности в Сети. Уже будучи профессиональным журналистом, он продолжал вести свой блог, который пользовался большим успехом. В нем он оставлял комментарии на злободневные темы и нередко позволял себе резкую критику и в отношении управленцев. Так, к примеру, закончилась скандалом переписка Кашина в ЖЖ с губернатором Псковской области Андреем Турчаком. Дискутируя с одни из блогеров о губернаторе Калининградской области, Кашин написал: “...сравни с любым губернатором, даже не с Рамзаном и не с Тулеевым, с любым сраным Турчаком — это Боос-то бескомпромиссный?”

В комментариях неожиданно появился ответ самого Турчака, который потребовал сатисфакции.

“Простите, это угроза? — ответил Турчаку Кашин. — Я считаю, что ваше назначение нанесло оскорбление федерализму, здравому смыслу и прочим вещам такого же порядка. Ничего личного при этом против вас я не имею. Вы считаете, я должен извиниться? Что будет, если я не извинюсь?”

Закончилась переписка тем, что губернатор снял требование “извиниться в течение 24 часов”, как он сам выразился, “от греха подальше”.

Кстати, сам журналист не раз рассказывал, что его поколачивали за такие высказывания. “Однажды меня избили за высказывание в блоге. До сих пор не могу выяснить, за какое именно”, — признался как-то в интервью Кашин.

Также в одном из своих журналистских текстов Кашин написал, что намеренно скрывает свой адрес. Точное место его проживания известно только “надежным людям”.

“Отдельным предметом моей частной гордости уже который год остается то, что никто не знает, где я живу. ... Если я не жду гостей, а в дверь звонят, я не подхожу и не открываю”.

Личная неприязнь и враги

Олегу Кашину уже доставалось от различных людей и структур. Так, его била охрана “Наших” на одном из мероприятий. Один раз он был избит сотрудниками ФСО, когда освещал акцию одной из организаций на Красной площади. Скандальный писатель Багиров также хвастался в своем блоге, что избил Кашина за якобы нанесенное оскорбление и обещал в следующий раз “порвать пополам”.

Некоторые журналисты, работавшие вместе с Кашиным, не скрывают, что у него был сложный характер. В общении он позволял себе реплики, которые легко могли задеть любого человека.

— Он мог легко обидеть острым словцом незнакомого человека. К тому же у него напрочь отсутствовало такое понятие, как старший по чину. Насколько мне известно, он был неоднократно бит именно за свою манеру общения. Как-то во время одной из таких неприятных сцен, когда Кашин лез на рожон, его коллеги оттаскивали его, припоминая какую-то недавнюю драку, — рассказал “МК” один из бывших коллег Кашина.

В то же время другой действующий журналист “Коммерсанта” опроверг версию “сложного характера”:

— Олег — это не тот человек, который специально ищет приключений на свою задницу и лезет туда, где дело может закончится дракой или поножовщиной, — пояснил он “МК”.

А главный редактор “Коммерсанта” Михаил Михайлин предположение, будто Кашина избили из личной неприязни, назвал “полной х...нёй”.

— Все исходит от его тем: нацболы, Химкинский лес, экстремистские организации — искать надо там... Олег блестящий профессионал, и эта приписываемая ему “резкость” — лишь часть его профессионализма.

Дарья Федотова, Игнат Калинин

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Иван Мельников, вице-спикер Госдумы (КПРФ):

“Писал журналист о многом, и кто заказчик — трудно сказать. Но в любом случае речь должна идти об ответственности власти. В последние годы социальная роль журналистов была резко принижена, и такие дикие истории стали возможны. Так что сейчас и власть, и недавно назначенный советник президента, глава Совета по правам человека Михаил Федотов, проходят тест: они просто обязаны обеспечить объективное и тщательное расследование и сделать все, чтобы впредь неповадно было”.

Владимир Рыжков, председатель движения “Выбор России”:

“Случившемуся может быть несколько объяснений, и все они для власти плохие. Допустим, кого-то задела статья, написанная журналистом, и его избили. Это означает, что экстремистские, радикальные силы действуют совершенно свободно, невзирая на громкие заявления о предпринимаемых для борьбы с ними усилий. А что тогда делают правоохранительные органы? Тот же самый вопрос можно задавать и в том случае, если речь идет об “обычном” криминале.
Обращает на себя внимание и то, что за последние 20 лет налицо тревожная тенденция: по статистике, в России раскрываемость преступлений против журналистов — 1:10. То есть поднимающий руку на представителя этой общественно значимой профессии может быть уверен в почти 100%-ной безнаказанности”.

Геннадий Гудков, зампред думского Комитета по безопасности (“СР”):

“Мне кажется, пора вводить в Уголовный кодекс специальную статью, карающую за покушение на жизнь и здоровье журналиста, если речь идет о преступлении, связанном с его профессиональной деятельностью. В данном же случае власть должна создать специальную следственную группу, и обеспечить тщательное расследование, а общество — жестко требовать такого расследования”.

Сергей Митрохин, лидер партии “Яблоко”:

“Надо говорить о двух покушениях на убийство общественных деятелей — на защитника Химкинского леса и журналиста (потому что журналист — тоже общественный деятель). Это очень опасная тенденция. Сначала журналистов убивали: Анна Политковская, Дмитрий Холодов, Юрий Щекочихин, Лариса Юдина... Теперь перешли к изуверской тактике “покалечить на всю жизнь”: сделать инвалидом, лишить возможности работать. Государство должно наконец проявить себя как государство, а не как бездушная никчемная вертикаль, и назвать не только исполнителей, но и организаторов, заказчиков этих преступлений.”

Марина Озерова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру