Поначалу правоохранительные органы сообщили о расстреле автомобиля и убийстве безымянного жителя Ингушетии. Событие, конечно, вопиющее, но не столь непривычное для пылающего региона. Однако вскоре выяснилось, что убит один из лидеров ингушской оппозиции Макшарип Аушев, а значит, в деле, безусловно, есть политическая подоплека.
— При подъезде к Нальчику на федеральной трассе “Кавказ” в 10.30 утра убили нашего брата! Преступники на черной машине без номеров сравнялась с его автомобилем и просто в упор изрешетили из автоматов, — рассказал “МК” соратник Аушева Магомед Хазбиев. — Вместе с Макшарипом ехала женщина, его родственница. Ее с тяжелыми ранениями доставили в больницу. Мы обвиняем в этом страшном убийстве преступную власть во главе с действующим президентом Евкуровым! Я уверен, что виновные не будут наказаны: мы уже полтора года добиваемся наказания для убийц Магомеда Евлоева, но все без толку. Поэтому для установления справедливости и поиска убийц мы примем самые радикальные и действенные меры.
Аушев взял на себя руководство интернет-порталом сразу после расстрела в августе 2008 года его предыдущего владельца Магомеда Евлоева. Стоит отметить, однако, что Макшарип к действующей власти относился гораздо лучше, чем к предыдущему ненавистному президенту Мурату Зязикову. На днях он заявлял о позитивной оценке деятельности Евкурова: “Я точно знаю, что в последнее время удалось разрушить коррупционную пирамиду, выстроенную Зязиковым. Последнюю отставку правительства я также приветствую: Алексей Воробьев зарекомендовал себя как профессионал и мужественный человек”. Прошедшие 11 октября муниципальные выборы тоже удостоились его положительной оценки как “демократичные и репрезентативные”.
Несмотря на это, число врагов Аушева не сильно уменьшилось. 15 сентября его пытались похитить. Неизвестные в камуфляже и на БТР(!) перекрыли проезжую часть при въезде в Назрань.
— Я думаю, что причинами убийства стала его правозащитная деятельность. Он активно боролся против похищений людей, против внесудебных расправ, — сказал “МК” еще один соратник Аушева Муса Плиев. — Он продолжал заниматься противоправными действиями людей Зязикова. Мы с ним часто общались, он со мной постоянно советовался. Последний раз мы виделись в субботу. Он мне сказал: “Я знаю, что меня убьют!”
Версия о причастности к убийству “зязиковских ястребов” выглядит гораздо более правдоподобной. Ведь действующей власти смерть Макшарипа совсем невыгодна. Его сайт уже не являлся гнездом радикальной оппозиции, и сам он готов был к компромиссу с людьми Евкурова. Как член экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека в России он мог реально помогать людям. А вот борьбу с махинациями предыдущего президента он не оставлял ни на минуту. Также могли организовать убийство боевики-ваххабиты, которым он мешал своей конструктивной позицией и готовностью к диалогу с властью. Характерно, что убрали Аушева не в самой Ингушетии. Очевидно, достать его в Кабардино-Балкарии оказалось преступникам легче.
Макшарип Аушев был одним из главных правозащитников в Ингушетии. Уже сейчас можно предположить все версии его убийства, которые будут высказываться. Что-то уже и произнесено. Во-первых, обвинения посыплются в адрес сотрудников ФСБ, работающих на бывшего президента Зязикова и убивших, чтобы не дать Аушеву довести до конца дело об убийстве Магомеда Евлоева. Во-вторых, обвинят тех же сотрудников ФСБ, но к Зязикову отношения не имеющих. Потому что такие, как Аушев, очень мешают им работать. В-третьих, можно ожидать обличений представителей нынешней власти, то есть президента Евкурова, просто потому, что “она преступна”. Ну и, конечно, без обвинений не останутся боевики, убившие, чтобы подставить нынешнюю власть. Не исключено, что всплывет версия о коммерческих разборках, кровной мести и т.д., и т.п.
На самом деле не так важно, кто конкретно убил Макшарипа Аушева. Настоящая беда в том, что все подозреваемые заинтересованы в одном — существовании на Кавказе жестокой репрессивной государственной машины. Боевикам она нужна, чтобы оправдать свое существование перед населением республики. Спецслужбам — чтобы иметь возможность работать так, как только они и умеют (бессудно, бездоказательно). Единственным человеком, кто публично продекларировал свое несогласие с такими методами, является как раз нынешний президент Юнус-Бек Евкуров. И вот такой лидер ни боевиками, ни силовиками, похоже, пока не востребован. Евкуров нужен народу, но народ Ингушетии сегодня никого не интересует. Евкуров пытается построить республику, в которой бы соблюдались права человека и действовал закон. В случае, если такая система будет построена, и боевикам, и силовикам придется уйти с арены. Евкуров строит правовую республику, опираясь на таких, как Макшарип Аушев, Муса Плиев и Магомед Хазбиев. Когда их всех перебьют, у Евкурова не останется сторонников за исключением простых слабых ингушей. Но на них сейчас плевать всем, кто имеет хоть какую-то силу.