Ее завезли к нам из Грузии. Болеют ею свиньи. Вот уже две недели как хозяйства Ростовской области и ветеринарная инспекция России стоят на ушах. Вылечить чуму невозможно. Прививок от нее нет. Поэтому всех без разбору хрюшек отнимают у хозяев силой и уничтожают.
Зараза дошла до Калмыкии, пытается проникнуть в Белгородскую, Ленинградскую, Московскую, Пензенскую и Воронежскую области. Почему эпидемия безнаказанно гуляет по России, выяснил репортер “МК”.
Звонят родители подруги из Ростовской области. Чуть не плачут в телефонную трубку. Со дня на день обещают прийти забивать все поголовье — в районе объявлено чрезвычайное положение.
“У нас в колхозе 500 дворов. И через один живут свиньи”, — простой ростовский хуторянин Валентин Иванович возмущен до глубины души творящимся беспределом. Последнюю неделю его теща ждет судного дня — когда же к ним на двор пожалуют отнимать полугодовалых поросят, последних, которые остались от большой и дружной семьи ростовских хрюшек.
Их маму на днях забили сами хозяева.
Баба Надя, теща Валентина Ивановича, сидит на крылечке и гладит по пятачкам сирот Маньку и Борьку. Поросята еще не знают, что за страшная судьба им уготована — либо умереть в мучениях от чумы, либо сгореть заживо на бывшем колхозном скотомогильнике.
— Соседи начали сами забивать свинок, чтобы не отобрали. И мы тоже свиноматку зарезали. Не знаем, инфицирована ли она была. Затарили тушей холодильник, потом, как снимут карантин, надеемся продать по 500 рублей за кило, — мечтает хозяин.
До чумы свинина в здешних краях стоила от 160 рэ за кило.
Первую вспышку зарегистрировали 27 сентября в Цимлянском районе Ростовской области. 4 октября погибшие животные (13 голов) были обнаружены в четырех хуторах Морозовского района. Также в хуторе Камышный Константиновского района нашли 11 тушек мертвых свиней — и тут же объявили карантин.
На ростовских рынках сейчас “в законе” только баранина и говядина. Кто побойчее, тайно сдает хрюшек в коптильни и на мясокомбинаты, утверждая, что товар волгоградский. Расцвела нелегальная торговля. Была даже попытка провезти сало больных свиней в Москву, но партию задержали в пути.
Африканская чума была выявлена и в сырье для колбасы! В цимлянском колбасном цеху после исследования лимфатических узлов двух свиней, находившихся в камере хранения. Туши продавцы доставили на комбинат, когда в районе уже свирепствовала болезнь.
Хотя есть зараженную свинину строго-настрого запрещено, и все это знают. Но крестьян тоже можно понять. В ростовских поселках скотина на мясо — единственный источник дохода. Как говорят эксперты в ветслужбах, для каждого конкретного региона ущерб может составить от 100—130 миллионов рублей, общие экономические потери потенциально исчисляются миллиардами рублей — и лягут эти потери прежде всего на плечи простых хуторян. “Это грабеж средь бела дня! Обещали вроде бы компенсацию за каждую убитую хрюшку выплатить, но мы спрашивали местную администрацию, а там про возмещение ущерба и не заикаются”, — встревает баба Надя.
Самое удивительное, что никто толком и не знает, каковы симптомы опасной хвори. Только от нас сельчане наконец узнают, что у свиньи поднимается температура до 42 градусов, начинаются судороги и кровавый понос. А потом — каюк.
В Россию африканская зараза, как говорят эксперты, пришла из Грузии. Не специально. Мозамбикские корабли привезли ее в портовый черноморский город Поти. Оттуда она перекинулась в Чечню, сейчас вот дошла до юга России.
“Заболевание крайне редкое. На территории нашей страны встречалось один раз, в 70-е годы, — утверждают специалисты. — Тогда с чумой расправились быстро, вирусоносителей ликвидировали. Что будет сейчас, не ясно, порядка нет, централизованный подворовый обход с целью выявления инфекции почти отсутствует — и мы не можем заставить им заниматься, каждое хозяйство, получается, защищается от чумы как знает, поэтому простые люди и прячут скотину, не понимая, что этим могут угробить все свиноводство в России”.
Ситуация накаляется с каждым днем. Карантин объявили в конце сентября, но массовый убой животины планируют провести на днях. А попасть в один из поселков Азовского района Ростовской области невозможно уже сегодня. Власти приказали рыть через деревню окопы. Каждая машина, покидающая территорию, должна колесами прокатить через яму с дезинфицирующим раствором. Чтобы не нести заразу дальше по Руси. Водители матерятся.
“В дожди лужа глубокая, кажется, весь салон затопит. Цепляемся днищем, машины ломаются”.
На столбе рядом с ямой — информация: “В Ростовской области сложилась опасная ситуация...”. В поселок перестали ходить автобусы и маршрутки. На границах между районами установлены шлагбаумы и дежурят вооруженные посты милиции.
“Когда я в сельхозтехникуме училась, при советской власти, помню, началась эпидемия ящура у рогатого скота. Так никого же тогда не резали, и паники не было — коровьи морды в деготь окунали — вот и вся профилактика”, — ветеринар Юлия Борисовна просит не называть ее фамилию.
В ХХI веке одним дегтем не обойдешься. От африканской свиной чумы нет вакцины, и она, чума, совершенно не изучена.
Это плохие новости. А хорошая только одна.
От свиньи к человеку африканская чума, слава богу, не передается.
Начальник Управления государственной ветеринарной службы Московской области, главный государственный ветеринарный инспектор МО Юрий Барсуков:
— К сожалению, от африканской чумы никто не застрахован — эпизоотия может дойти до любой точки нашей планеты. Московская область пока в этом отношении держится, но готовимся, проводим профилактические мероприятия.
Так, буквально накануне закончились штабные тренировочные учения МЧС по этому поводу. На 27 октября назначено заседание чрезвычайной противоэпизоотической комиссии при правительстве МО.