Грибной сезон в самом разгаре: осень в этом году выдалась урожайная. А заядлые грибники не только в семью добычу несут, но и на рынке место занимают — продал лукошко, считай, зарплата в кризис. Репортер “МК” тоже собрала грибы и сбыла их на одной из московских точек.
— Лучше всего ехать во Владимирские леса или в Тверскую область, которые славятся грибными местами, — говорит мой провожатый грибник Максим.
Мы отправились в подмосковные Ситники, что под Сергиевым Посадом, — местные леса в этом году порадовали местных жителей урожаем.
— Надевай резиновые сапоги, чтобы ходить по утренней росе, длинные штаны и обязательно шапку, чтоб клещей не нацеплять, — предупредил Максим.
И не зря — лес и впрямь казался дремучим, хотя через него и проторено множество тропок. Мы пробрались через бурелом, к одному из поваленных деревьев — известно, что трухлявые пеньки частенько облюбовывают опята. И вот наш первый урожай: желтые шляпки на тонких ножках кольцом обрамляли ствол. Прошли еще немного — и опять опята… Но грибник всегда начеку: “Осторожней, это же ложные грибы — у них кирпично-красные шляпки, а у настоящих опят они ближе к бурым. Кроме того, у поганок белые пластинки, тогда как у обычных грибов сероватые. Самая страшная — бледная поганка, благо ее ни с чем не спутаешь — из-за “балетной пачки”, обрамляющей ножку. А один мухомор способен отравить всю корзинку!” Ради эксперимента я в отдельный пакетик обобрала пенек с ложными опятами — заметят ли мои будущие покупатели подмену?
Лисички мы обнаружили на солнечной полянке, а вот драгоценные белые прятались в кустах. Правда, под шляпками оказались червоточины: “В этом году и грибов много, но и черви урожай побили”. В результате похода мы набрали где-то полведерка — наш ассортимент представлял собой с три десятка подберезовиков и подосиновиков, дюжину белых, пол-литровую банку лисичек, горстку опят — настоящих и отдельно ложных. За день реализуем, порешили мы.
...В качестве торговой точки я поначалу выбрала Химкинский рынок — по месту жительства, но не успела разложить свою продукцию на найденной здесь же коробке, как надо мной склонилось хмурое лицо кавказской национальности:
— Нам здэсь посторонних не надо!
— Я студентка, стипендии ни на что не хватает! — принялась я уговаривать. — Сколько стоит на день остаться?
— Ну стой, — соблаговолил хозяин рынка. — Дай две тыщи за мэсто и стой пожалуйста…
Место на рынке оказалось мне не по карману. Поэтому я направилась к метро “Речной вокзал”, рядом с которым тоже есть ряд импровизированных лотков. И пристроилась к единственной старушке с грибами, сидевшей на покрытом крышкой ведре со своим урожаем. Я же постелила газетку и принялась раскладывать на нем свой урожай горстками. Почуяв конкуренцию, бабка заерзала на ведре:
— Кто сказал тут тебе встать? — осторожно поинтересовалась она.
— С милиционером договорилась…
— С Василием? За триста? — понимающе кивнула продавщица. А узнав, что я всего лишь на день и из газеты, стала делиться опытом. — Ладно, ты мне с таким урожаем не конкурент — вон, даже глазки у грибов не вырезала. Твой лоток — витрина, яркие и крупные грибки выставь вперед, а сволочь всякую, что будешь людям насыпать, — оставь в ведре…
Выкладывая на газетку свою гордость — три самых крупных белых гриба, я случайно отломила у одного роскошную шляпку и расстроилась. Но смекалистая продавщица баба Аня уже протягивала мне зубочистку:
— Воткни ее в ножку и снова шапку на гриб надень.
Отремонтированный белый гриб стал жемчужиной моего лотка. И тут же привлек внимание прохожего.
— Из лесу вестимо… Почем белые?
— Эти по 250 за литр бери — не прогадаешь, — ответила за меня опытная продавщица баба Аня.
Так я заработала свой первый грибной гонорар.
— Никогда не пиши цену — если человек хорошо одет, ему можно на 50 рублей дороже впарить, — призналась моя наставница. — Цены на белые идут от 200 до 500 рублей за литр — все зависит от их внешнего вида. А вообще меряют грибы в литрах ведерных и баночных. Но это меньше, чем килограмм… У меня солидная прибавка к пенсии выходит, пока ноги по лесам ходят, — в день до двух тысяч рублей.
Лисички и опята ушли быстро — по 150 рублей за литр. Неказистые и червивые подосиновики же превратились в залежалый товар.
— Кому нужны такие червивые грибы? — напрягся мужчина с борсеткой.
— Тоже мне проблема! — взбеленилась баба Аня. — Повесь гриб сушиться над плитой — вся живность из него вылезет, а еще можно в воду кинуть — червячки и всплывут… — борсеточник тут же заинтересовался товаром моей соседки, а вот домохозяйка средних лет взяла все два литра за триста — делать заготовки на зиму.
Только ложные опята долго никто не хотел брать. Раскусывали сразу — причем в прямом смысле слова. Один старичок, не говоря ни слова, взял ложный опенок из моей банки, бесцеремонно разломил шляпку и опробовал языком:
— Так и думал — горчит! Ты чего отраву продаешь? — и в гневе чуть не снес банку с подставными грибами с лотка. Пришлось открыться. — Вас, — говорю, — снимали скрытой камерой! — грибовед улыбнулся, стал оглядываться и подмигивать бабе Ане.
Наконец нашлась блондинка, решившая, что маринованные ложные опята станут украшением ее новогоднего стола, за которым соберется вся семья мужа со свекровью во главе.
— Какие шляпки красивые, — залюбовалась девушка.
— Зря вы продавцу доверились: грибы, как некоторые люди — оболочка красивая, а внутри яд, — изрекла баба Аня. И попыталась объяснить девушке, как отличить ложного опенка от настоящего.
За пару часов я сбыла весь товар — барыш составил 950 рублей. И даже милиционер не успел появиться и взять с меня мзду за место. А может, решил, что я внучка бабы Ани. Учитывая разъезды и все тонкости торговли, этот эксперимент вылился в полноценный рабочий день.