Уголовное дело о парашютах было возбуждено несколько дней назад. До этого прокуратура вела проверку, в ходе которой выяснилось, что деятели из Минобороны закупили у одной из московских фирм системы для десантирования военной техники на 280 млн. рублей. “Хитроумные предприниматели изготовили эти парашюты не из нового сырья, а из старых деталей.
Поставка старых, списанных изделий под видом новых — самая распространенная практика хищений бюджетных денег в силовых структурах.
По регламенту все имущество, выслужившее свой срок, должно вовремя заменяться новым. Тыловики зорко следят за сроками. Когда подходит время, они списывают, скажем, старые палатки, предельный срок службы которых — 2 года. Эти палатки реализуются. По бросовой цене их покупает у силового ведомства некая дружественная фирма и тут же продает обратно тому же ведомству, но уже как новые, по высокой цене. Прибыль делится между участниками по договоренности, причем получают не только исполнители, но и старшие офицеры, поставившие свою подпись на каких-то актах.
Этот трюк проделывается абсолютно со всем воинским имуществом, включая боеприпасы, для которых тоже установлены сроки годности. Никаких ограничений морально-нравственного плана — типа солдат может погибнуть, если во время стрельб списанный боезаряд разорвется в миномете, — здесь не существует.
Офицеры-мошенники спокойно закупают для войск как списанные боеприпасы, так и старые детали для самолетов и вертолетов, треснувшие каски, бронежилеты, у которых только материя новая, а пластин вообще нет. Пластины туда вставляют сами бойцы, вынимая их из старых “броников”. И ладно если бы это были качественные пластины — но автоматная очередь пробивает их насквозь с пятидесяти шагов, потому что они с самого начала никуда не годились…
Закупить старые парашюты так же просто.
В ВДВ эксплуатируются многокупольные парашютные системы (МКС) в составе десантируемых комплексов “Шельф” и “Бахча”. МКС — это технически сложное изделие, состоящее из основных куполов (от 9 до 12 шт.) площадью 350 кв. м каждый, тормозных парашютов, силовых звеньев и других узлов, дополнительного парашюта и вытяжной парашютной системы для введения в работу изделия. Все это является частью парашютных бесплатформенных систем (ПБС). С помощью ПБС-915 можно десантировать объекты весом до 8,5 тонны, а ПБС-950 — до 13 тонн. Минимальная высота выброски составляет 300 метров, на скоростях 260—400 км/час. Комплекс позволяет десантировать экипаж внутри боевой машины.
Очевидно, что отказ любой части ПБС может привести к гибели людей.
“МК” попросил прокомментировать ситуацию технического директора Солнечногорского механического завода (одно из ведущих предприятий по изготовлению парашютных систем) Андрея Кабина:
— Парашютные системы МКС-359, которые мы изготавливаем, входят в комплекты для ПБС-950. Но парашютная часть ПБС подлежит только текущему войсковому ремонту. По правилам при заводском ремонте ПБС купола меняют на новые. На нашем предприятии никаких прокурорских проверок не было, и претензий нам никто не предъявлял. У нас действует сертифицированная система контроля качества. Так что когда говорят о некачественных деталях, то скорее всего имеются в виду какие-то узлы ПБС, но никак не парашютная часть.
Но доводы разума на военных коммерсантов влияния не оказывают — не им же самим прыгать с парашютом или бегать под пулями в бронежилете. Их мечта — научиться во второй раз покупать еду, которую солдаты уже один раз съели. Но пока у них, к счастью, это не получается.