Проект оказался не национальным

Результаты трехлетней программы “Образование” почувствовали на себе лишь единицы

тестовый баннер под заглавное изображение

Если судить по отчетам Рособразования, национальный проект по поддержке отечественной науки успешно завершен: 30 тысяч учителей получили стотысячные гранты, девяти тысячам школ досталось по 1 миллиону рублей, а инновационным вузам так и вовсе перепало из бюджета 30 миллиардов. На деле же оказалось, что качество образования не только не улучшилось, а наоборот, пошло под откос: даже по официальным данным, тысяча школ осталась аварийными, обещанный куш получили всего 0,01% от общего числа талантливых школьников, студентов и молодых ученых. А вузам — победителям конкурса инноваций — так и вовсе предложили искать деньги на дальнейшее развитие направления из внебюджетных источников. Что дал российскому образованию трехлетний нацпроект и какова дальнейшая судьба учебных заведений, вытянувших счастливый билет? В итогах госпрограммы по поддержке науки разбирался “МК”.

Нацпроект “Образование” — один из самых успешных. Все обязательства государства, по отчетам Рособразования, выполнены в полном объеме: за 3 года одна лишь госказна вложила в него 125 млрд. рублей, увеличив бюджет отрасли сразу на 10%. Достижения и впрямь впечатляющие. Коснись они системы образования в целом, нацпроекту не было бы цены — мы жили бы в обществе знаний. Но увы! Проект предназначался для узкой группы лидеров и не предполагал решения проблем основной массы школ и вузов. Правда, национальным при таком подходе он мог быть только номинально. Зато гарантировал успех.

Нацпроект для 0,01%

В школе нацпроект выполнили по всем показателям — и переоборудование кабинетов, и появление инновационных программ, и раздача грантов индивидуальным и коллективным талантам, и повышение учительских зарплат. Взять хотя бы поставки для новых школьных кабинетов: запланировали 11,5 тыс. комплектов в 2007 году и 7 тыс. в 2008-м — и завезли. Одно плохо. Реальная потребность в новом оборудовании к началу нацпроекта была почти в 25 раз больше — 450 тыс. комплектов. А при таком дефиците нацпроект с его 18,5 тыс. — не триумф, а козьи потягушки.

Новых закупок за счет госбюджета не будет: с 2009 года их передали в регионы. Но в условиях кризиса там будут решать более неотложные задачи. А значит, о массовом обновлении можно надолго забыть. Его проведут лишь победители нацпроекта с их миллионными грантами — те самые, что позволили чиновникам отрапортовать: “За счет нацпроекта улучшились условия обучения в школе — до его начала в современных условиях учились 15% школьников, сейчас — 30%”. В Минобрнауки этими достижениями гордятся. Но, говоря по правде, нацпроект облагодетельствовал лишь 9 тыс. школ из 58 тыс. Больше двух третей остались допотопными. Да и улучшить статистику можно по-разному — модернизировав проблемную школу или ее закрыв. Закрыть, понятно, проще. И вот в стране, по подсчетам Госдумы, ежегодно исчезают по 600 школ — 2,5 тыс. только за последнее время.

Еще забавнее нацпроект для талантов-одиночек. В школе, если верить его итогам, они практически перевелись: за 3 года конкурс выиграли всего 30 тыс. учителей (меньше 1% от 3,7 млн. работающих в школе) и 16,5 тыс. представителей талантливой молодежи 14—25 лет. Никто не спорит: ценна любая помощь таланту. Но поддержка менее 0,01% двадцатимиллионной армии школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых не может считаться национальным проектом. По определению. Такое право из всего школьного набора имеет разве что доплата 1 тыс. руб. за классное руководство. Деньги, правда, небольшие, но хоть выплачиваются в национальном масштабе — всем 0,8 млн. классным руководителям страны.

Инноваторам приказали долго жить

Главной задачей нацпроекта в начальном и среднем профобразовании, по словам вице-премьера Александра Жукова, было “изменение содержания подготовки и переоборудование учебных заведений”. И снова немногих: за все время существования нацпроекта “Образование” звания инновационных и гранты получили всего 243 колледжей и техникумов — 2% от их общего количества (по оценке Минобрнауки — 4—5%). “Мы и не ставили задачу переустроить все 6 тыс. училищ, — разъяснил министр. — Была задача показать, как можно переустроить на примере 10—15% учреждений (да и то к 2010 году)”. “Показ”, может, и удался. Но 96—98% системы он не коснулся. И большинство ПТУ с техникумами продолжают бедствовать и после завершения нацпроекта.

То же и с высшим образованием. Инновационными были признаны в общей сложности 57 вуза или 1,5% от более 3,5 тыс. вузов с филиалами. Но 98,5% высших учебных заведений продолжают готовить специалистов по старинке: на новшества у них нет средств. “Мы не выиграли конкурс и не смогли обновить материально-техническую базу. Наши дети учатся не на современных технологиях и оборудовании, а на том, что есть или на том, что мы выпросили на предприятиях”, — обрисовал положение коллег по несчастью ректор Тульского госуниверситета Михаил Грязев.

Кстати, будущее полсотни тех самых инновационных вузов тоже оказалось под вопросом. Власти официально заявили, что “конкурс инновационных вузов успешно завершен” и “продолжения не будет”. Не будет и дополнительного финансирования: вместо миллионных вливаний отныне вузы-лидеры могут рассчитывать лишь на тоненькие ручейки усеченных целевых программ “Развития образования” и “Научные и научно-педагогические кадры”. А на это ни новых инновационных программ не развернешь, ни старых не поддержишь.

Единственный выход — участвовать в новом вузовском направлении нацпроекта: конкурсе на статус национального исследовательского университета. Победителей ждет крупный приз — ежегодные доплаты из бюджета в размере 1 млрд. рублей. Остальным же придется затянуть потуже пояса: все эти миллиарды, признал замминистра образования и науки Александр Хлунов, возьмут за счет основной массы учебных заведений. Ректоры это понимают лучше всех: недаром большинство победителей старого нацпроекта уже заявили об участии в новом. Правда, бюджетная поддержка исследовательских университетов рассчитана всего на 5 лет — дальше, по словам Хлунова, они будут существовать “за счет внебюджетных средств” и “программ саморазвития”. Но это — полбеды: кризисные времена победители переживут в любом случае. Хуже другое: на первом этапе, по словам Хлунова, исследовательских университетов “будет не более 15”. Два из них — МИФИ и МИСиС — уже названы. А стало быть, остальные 55 лидеров будут делить всего дюжину мест. Схватка между ними будет страшной и для большинства закончится провалом.

Нацпроект умер — да здравствует нацпроект!

“Исполнив”, таким образом, трехлетку, власти не собирались продлевать нацпроект. Однако затем, по словам Фурсенко, все же решили “сохранить бренд” в рамках целевой программы развития образования. Каким будет новое издание, уже понятно: еще экономнее и элитарнее. Господдержку получит только сформировавшееся ядро лидеров — расширяться оно практически не будет. Все остальное, включая проекты “Школьное питание” и “Школьный Интернет” пойдет за счет регионов, что в условиях углубляющегося кризиса более чем проблематично. С профобразованием поступят еще круче. “Мы будем концентрировать усилия на определенном количестве центров. Остальные со временем будут исчезать. Рассчитываем в этом на поддержку лидеров”, — открытым текстом заявил министр на всероссийской конференции по итогам нацпроекта “Образование”. Что станется с основной массой учащихся, он не уточнил.

СПРАВКА "МК"

Нацпроект “Образование” был рассчитан на 2006—2008 годы. В среднем образовании он включал конкурсы инновационных школ и лучших учителей; закупку современного школьного оборудования и доплаты за классное руководство; поставки школьных автобусов и подключение школ к Интернету. Позже добавились направления “Школьное питание” и “Комплексная модернизация регионов” с переходом на новую систему оплаты труда учителей и нормативно-подушевым финансированием школы по принципу “деньги следуют за учеником”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру