Во вторник в 7 утра доступ к гробу закрывают. Для простых мирян. На утреннюю литургию и отпевание придут только официальные лица. “МК” проводил патриарха в последний путь в числе прихожан.
Очередь у храма Христа Спасителя к понедельнику не стала меньше. После нескольких часов стояния ноги сами подгибаются, и прихожане падают на колени перед гробом.
— В воскресенье здесь было много приезжих из разных областей страны. Ночью толпа поменьше, особенно после закрытия метро, но все равно — на машинах приезжают, — делится наблюдениями один из охранников мероприятия. — Завтра в 7 часов утра приказано очистить храм от прихожан.
“Все равно приду сюда, надо посмотреть, как гроб вынесут и повезут. Провожу”, — говорит одна верующая старушка. В храме отогреваемся, по телу расходится тепло, невольно задумываешься: принимают ли служители церкви меры для того, чтобы тело патриарха лучше сохранилось.
— Нет, никаких мер по охлаждению гроба мы не принимаем, — сообщил нам один из работников храма Христа Спасителя.
У гроба патриарха усиленно кадят ладаном. Подхожу сбоку к изголовью. Лицо покойного покрыто платом. Становлюсь на колени, осеняю себя крестом: “Помилуй, Господи, душу раба твоего Алексия”. По другую сторону от гроба прихожане ставят свечи.
Гроб с Алексием обнесут вокруг Богоявленского собора. А тем, кто живет по ходу движения траурной процессии, участковые строго-настрого велели наблюдать за церемонией из-за задернутой занавески…