Его Незнайка на Луне и в Солнечном городе покорял сердца детей как 50 лет назад, так и сегодня. А ведь история про всегда неунывающего малыша создавалась сразу после войны. Вместе с героем-проказником появился целый сказочный мир. Неповторимый, но чем-то так похожий на реальный. Детского писателя Николая Носова по праву можно назвать великим. 23 ноября ему исполнилось бы сто лет со дня рождения. “МК” побеседовал с внуком писателя Игорем Носовым.
— Для всех Носов — великий писатель, а для вас он — дедушка. С тех пор как он умер, прошло больше 30 лет. Тогда вы были еще мальчиком. С возрастом отношение к великому деду изменилось?
— Дедушка умер, когда мне было 14 лет. И теперь, когда я взрослый, понимаю его значение как литератора. Он доказал своим творчеством, что он большой русский писатель. Практика проверяет произведения литературы. Он был популярен уже при жизни и остался после смерти. И спустя десятилетия остается любим детьми и взрослыми без всяких пиар-ходов. Про его 100-летие даже Минкультуры не вспомнило, а люди помнят. Это доказывает, что он великий писатель.
— Николай Николаевич писал веселые книги, а в жизни был такой же веселый и находчивый?
— Он был похож на своих героев. До конца жизни он был веселым человеком и в семье, и с читателем. Несмотря на болезни, на трудности. Я хорошо запомнил, как мы часто гуляли в парке. Во время этих прогулок мы много говорили, ловили лягушек, рыбу, тритонов. Потом всегда отпускали. Недалеко от места, где он жил, был пруд. Там водились окуни. Как-то мы поймали окуня. И понесли домой — показать бабушке. Потом вернулись и отпустили. Этот окунек мне запомнился на всю жизнь.
— Писатели порой проверяют свои новые работы на близких, чтобы понять удачные и неудачные места. В вашей семье так было?
— Он часто читал мне свои рассказы и сказки и наблюдал за мной, оценивал реакцию. Но большую часть своих произведений он написал, когда меня еще не было или я был маленьким. Так что свои новые вещи он опробовал на отце. Вообще он писал уверенно. Как хороший стрелок, знал, что попадает в цель.
— Какая ваша самая любимая его книга деда?
— Мне интересны его рассказы и повести. Когда ребенок мал, то его, естественно, восторгают сказки. Поэтому дети любят трилогию про Незнайку. Но читающие люди знают и другие его вещи. Они больше интересны взрослым: “Мишкина каша”, “Фантазеры”, “Затейники”… Многие, даже известные писатели сознательно или бессознательно подражали стилю Носова. Но интонация, искренняя и веселая, не получалась ни у кого.
— Есть ли незаслуженно забытые произведения Носова?
— Нет, то, что он создал, практически все пользуется популярностью. Это 5—7 томов его творчества. 30—35 рассказов, 5 повестей, 3 романа-сказки, сборник стихов для детей, статьи для прессы и даже трактат о смехе — “Кванты смеха”. Это единственная вещь, которая не была издана при жизни, хотя была написана в 60-м году. У госиздательств, видимо, не хватало бумаги. Словом, нельзя говорить, что “Незнайка” популярнее рассказов, хотя за него дед получил литературную премию СССР в 68-м.
— Незнайка — один из самых известных сказочных персонажей России. Можно назвать его национальным героем?
— Думаю, да. Это существо очень русское, узнаваемое. Ему присущи черты русского характера. Иногда безответствен, очень хорошо относится к малышкам. (Смеется.) Если говорить о героях детской литературы в России за последние 100 лет, то такого популярного больше нет. Дядя Степа, Мойдодыр, Чебурашка очень интересны, и каждый по-своему силен. Но дедушка нарисовал целый мир. А главный герой остался в памяти поколений уже сейчас.
— Чем он современен?
— Знаете, первая книга начала печататься в журнале “Барвинок” за два месяца до смерти Сталина. Потом вождь умер, из-за траура временно прекратили публиковать. Мгновенно пошли письма читателей с просьбами продолжить. Книга оказалась вне времени. Сейчас мне рассказывают учителя и библиотекари, что дети читают “Незнайку”, несмотря на то что в учебной программе остались только пара его рассказов и сказки. Николай Николаевич был еще и хорошим педагогом. Он много вложил в романы-сказки из астрономии, экономики, архитектуры. Это роднит его с научными фантастами. Какие-то изобретения он предугадал. Например, комбайны, управляемые пультом. Вообще Носов опередил время. “Незнайка на Луне” — фактически описание того, что произошло с Россией в 90-е годы. Он описал дикий капитализм, где никто не соблюдает законов. Помните, у деда было “Общество гигантских растений”? Оно сильно напоминает “МММ”. Люди, которые обогатились в 90-е годы, рассказывали мне, что многому научились у Носова…
— Вы собираетесь как-то отметить 100-летие в кругу семьи?
— В этом году — да. Вообще нет такой традиции. Хорошо было бы отметить, повесив мемориальную доску на дом, где жил дед. Носову повезло: в столетие его вспоминают те, кто любит. Его помнят и читают в странах СНГ. Его книги переведены на многие языки мира. Николай Николаевич без структур остается известным и популярным.