Бог домашнего очага
Мастер-керамист знает, как c помощью печи привлечь домой удачу
У Юрия Новикова в доме сложена самая высокая в мире шестиметровая печь. Причем не простая, а печь-послание. 650 изразцов для “великанши” он расписывал больше 8 лет. В сюжетах отражены многие моменты биографии художника, его семьи и друзей. По пояснительным надписям на глянцевых плитках можно “прочитать” жизнь трех поколений Новиковых. В гостях у художника–керамиста, который делал камины и печи для Брежнева, Косыгина и Чубайса, побывал наш специальный корреспондент.
В мастерской у художника — грохот и визг. Работают электрические глиномялки, дробилки, компрессоры, мешалки…
Сам мастер — по локоть в глине. Формуя пластину, советует нам из тестообразной сырой массы сделать маски на лицо. По ходу объясняет: “Кожа будет нежная, как у младенцев: в глине заключена вся таблица Менделеева!”
Обмазанные маслянистой пленкой, продолжаем, щурясь, наблюдать за работой мэтра. Делая специальной вилочкой насечки на образец, Юрий Новиков просвещает:
— Малахитовые камины, стоящие в Кремле, невозможно растопить: они декоративные, не имеют даже труб.
Мастеру можно доверять. Собственными руками он перебрал не одну сотню печей и каминов. Под его руководством, например, воссоздавались уникальные изразцовые печи Большого Петергофского дворца.
— В Великую Отечественную войну, отступая, наши войска сожгли здания дотла — расплавилась даже бронза. Когда восстанавливали дворцы, пленные немцы, стеля пол, подкладывали под паркет тонкую древесину. В результате пол в Кавалерском и других залах ходил ходуном. А русские мастера под печи всегда ставили бревна из лиственницы.
Как задобрить чертяку?
Дом Юрия Новикова можно сравнить с музеем. В нем хранятся старинные русские изразцы с отпечатками пальцев мастеров. Над дверьми подвешены старинные колокола и кресты.
Дед и отец у хозяина были священниками. Когда и Юрий собрался поступать в семинарию, родные воспротивились: “Тебе жить в этой стране — иди в армию и вступай в партию”.
— Дед считал: крест имеет право носить тот, кто поставил крест на своей жизни. Он желал мне лучшей участи. Жили мы в Ленинграде очень бедно. В 11-метровой комнате обитало семь человек. Я спал на раскладушке под столом.
Старший сводный брат Юрия, Виталий, был художником-анималистом. Он лепил скульптуры животных. Каково же было удивление Виталия, когда братишка мастерски начал расписывать фигуры! Но о карьере художника Юра, увлекающийся радиоспортом, не помышлял. Выиграв чемпионат страны среди юниоров в категории “охота на лис”, он попал служить в элитную спецчасть, в ведении которой была правительственная связь.
Устроив выставку своих художественных работ в коридоре части, он услышал от одного из высокопоставленных чиновников: “Юноша, вы талантливы. Вам прямая дорога в Мухинское училище”. Один телефонный звонок решил судьбу рядового Новикова. Отслужив в армии, он стал студентом Ленинградского высшего художественно–промышленного училища.
Практиковаться молодому художнику–керамисту посчастливилось с двумя старейшими мастерами.
— Одному печнику было 86 лет, другому — 81 год. Тот, что был постарше, называл коллегу “молодым”. Я вообще считался “подпаском”, внимательно смотрел, как они кладут печи, рисовал кладку в разрезе, делал пометки расчетов в тетради. Тогда же узнал, что каждый из мастеров “для охраны очага” оставляет на изделиях тайные знаки. Старики–напарники забавлялись тем, что в память о себе выписывали в неприметном месте шутейные надписи.
Юрий Новиков был свидетелем, как одна из хозяек не выплатила печникам обещанную сумму, и мастера решили ей отомстить. Один из печников через небольшую дырочку выпил содержимое яйца, а цельную скорлупу вмял в глину на выходе из дымохода. И в доме у старухи начал “выть домовой”. Через месяц хозяйка прибежала к мастерам с деньгами. Деды согласились “задобрить чертяку”, полезли в дымоход и сломали яйцо. Самым же сквалыжным хозяевам мастера оставляли в трубе свежее, проколотое спичкой в нескольких местах яйцо. Это была “мина замедленного действия”. Яйцо портилось — по дому шел тяжелый дух.
Поднаторев, Юрий стал класть печи самостоятельно, а потом освоил и кладку каминов. С художником Ильей Глазуновым он работал над каминным залом в посольстве Испании. А потом выкладывал печи на даче Косыгина. Увидев готовую работу, глава правительства воскликнул: “Как наколбасили хорошо!”
После того как мастер восстановил по довоенным черно–белым фотографиям расписные уникальные изразцовые печи восемнадцатого века в Большом Петергофском дворце, заказы к нему посыпались как из рога изобилия. Архитектор Чубайса предложил Новикову поработать над каминами в загородном доме шефа.
— Анатолий Чубайс пригласил в загородный дом в Жаворонки питерских мастеров, потому что считал, что “купеческая Москва” не имеет вкуса, — рассказывает художник. — Мы сложили ему три камина: в кабинете, столовой и гостиной. Все 132 вставки выполнили в петровском стиле на голландскую тему. Единственное условие, которое поставил хозяин: “На изразцах не должно быть изображено людей”.
За плечами мастера — сотни выложенных печей и каминов. Он то и дело сыплет терминами: “подпечье”, “засыпка”, “вьюшка”, “перетрубье”, “зольники”... Но Новиков берется не за всякий заказ.
— Если прихожу в дом и хозяин мне не нравится — тут же отказываюсь от работы. Ведь каждое изделие — это твой ребенок, как его оставить потом в несимпатичном тебе доме?.. — спрашивает Юрий Михайлович.
Художник считает, что в каждой работе отражается настроение, энергетика и философия мастера. Работает керамист неизменно с улыбкой на лице — он точно знает, как, сложив печь, “нашаманить” удачу.
“Камин — примитивное сооружение”