Неринеск, Неринск, Неренск — за разными написаниями одно поселение. О нем было известно из древних летописей, например из Ипатьевской. Про Нериньск (а в ней именно так зафиксировано название города) упоминалось в связи с походом князя Святослава Ольговича на север. Он пошел из Москвы к Лобынску “и оттуда иде к Нериньску и перешел Оку став”. А еще в той же летописи есть упоминание, что именно в Нериньск к Святославу пожаловали послы от половцев. Историки на основании этого факта сделали предположение, что древний город надо искать где-то на юг от Оки, поблизости от Половецкой степи.
У оппонентов был готов другой вариант. В Каширском уезде находится озеро Неринское, из которого ведет проток Неринский, впадающий в Оку. Возможно, тут надо искать летописный Неренск? Кстати, и у известного историка М.Н.Тихомирова в его “Списке русских городов дальних и ближних” Неренск указан в ближайшем соседстве с Тешиловым, то есть опять же в непосредственной близости к Кашире.
Все эти предположения, догадки высказывались на протяжении пяти столетий. И опять же все это время историки и археологи пытались понять, где все-таки искать следы древнего поселения.
Похоже, загадку удалось разгадать молодому археологу из Серпухова Артему Павлихину.
Село Подмоклово — гордость Серпуховского района. Вроде и не туристическая Мекка, но ежегодно именно сюда рвутся десятки людей, которые в той или иной степени увлечены историей. Здешняя земля скрывает множество тайн.
Приблизиться к ним пытались известные профессионалы и обычные дилетанты. Еще в 1927-м местный краевед Николай Воронков нашел возле нынешнего села Подмокловское городище. Находка привлекла археологов-профессионалов. Заинтересовались ею и специалисты Государственного исторического музея, приславшие своих специалистов, высоко оценивших найденные во время раскопок вещи.
Более подробное их изучение показало, что речь идет о раннем периоде железного века. Ценным было и подтверждение факта, что люди с VII по XIII век ни разу городище не покидали.
В 1987-м серьезное открытие делает местный археолог Константин Воронин. Находит еще одно поселение. И вновь вблизи Подмоклова, на берегу Оки. Отсчет его истории начинается с шестого тысячелетия до нашей эры. Воронин находит здесь множество каменных орудий труда, керамики.
— Поселения вблизи Оки — это не случайно. К тому же рядом устье Протвы, — рассказывает Павлихин.
— А вас что привело в эти края?
— Было понятно, что Подмоклово — по-прежнему белое пятно на археологических картах. И это несмотря на самое пристальное внимание к уже неоднократно копаемому уголку правого берега Оки. Ведь здесь “отметились” самые именитые наши археологи — Розенфельдт, Шпалянский, Успенская, Гоняный и еще целый ряд специалистов. Да, найдено четыре поселения разного исторического периода. Но ведь было понятно, что тут еще что-то сокрыто. Столько народу жило возле устья Протвы. Тут проходил крупный торговый путь. Значит, надо искать следы города.
— Интересно, вот так все просто? Решили, что надо искать и пошли копать?
При этих словах Павлихин скептически смотрит на меня. И пытается покороче рассказать про ту невидимую часть работы, на которую порой уходит тьма времени. Про планы разведок, про их согласование с Серпуховским историко-художественным музеем, в котором, собственно, Артем Владимирович и работает.
Вот с разведки все и начали. Волонтерами выступили старшеклассники серпуховских школ №№16 и 17. Ребятня жаждала открытий, и она их получила. Рядом с уже известным Подмокловским городищем обнаружили селение.
Попробовали определить его границы. По словам собеседника, неделю двигались: сто метров, двести, пятьсот, километр, три… Переместились в окрестные леса. Нашли точки временных поселений.
Подытожили результаты поиска. Получилось, что найденное поселение занимает более десяти гектаров. Это многим крупнее любого поселения Москворечья, Поочья той поры. Территория разрезана оврагами. Возможно, поэтому отдельные раскопы не давали целостной картины. При этом самый мощный культурный слой находится как раз в центре нынешнего села Подмоклова. Его толщина достигает метра. Любой археолог подтвердит, что это очень много.
По сути, закрывался и вопрос о статусе найденного поселения. Что это — город или феодальная усадьба?
Есть ряд общепринятых в археологии признаков, по которым и проводится идентификация. Практически всякий древнерусский город имел крепость. Здесь нашли остатки укрепительных сооружений. И ремесленный посад наличествует, и довольно большая площадь. Состав находок тоже сигнализировал, что раскопан город. Это предметы, связанные с властью, торговлей, довольно дорогие украшения из стекла. Пока, правда, не найдены предметы культового обихода. Что-то из церковной утвари, остатки древнего храма. Но ведь и раскопки еще до конца не завершены.
Из отдельных пазлов понемногу прорисовывалась довольно любопытная картина, подтверждающая выводы, сделанные еще историком Симпсоном. Он утверждал, что Неренск однозначно надо искать на территории Подмоклова. На чем основаны предположения? Как уже было сказано, в древнерусских летописях есть упоминание о переходе князя Святослава через Оку из Лобынска в Неренск. Лобынск был найден в 70-х археологом Никольской. Это на территории нынешнего села Дракино. Недалеко от устья Протвы. А там, за Окой, на другом берегу, Подмоклово, получается, что и Неренск тоже.
Не каждый день случаются такие открытия. Но Павлихин слова “открытие” старается избегать. Говорит, что слишком много еще предстоит переосмыслить. Терять почему-то всегда легче, нежели вновь обретать.