Стартовавшая недавно международная научно-исследовательская экспедиция “Миры” на Байкале” вынуждена была прервать свою работу. В сильную непогоду глубоководный аппарат, пилотируемый опытнейшим пилотом Евгением Черняевым, ударился о борт баржи “Метрополия”.
Погода на Байкале меняется несколько раз на дню. 30 июля утром исследователей встретило лишь небольшое волнение на озере, а через два часа налетел шквалистый юго-западный ветер култук, который хорошо известен местным рыбакам. Порывы его то стихали, то снова усиливались. Несмотря на трехбалльный шторм, решено было погрузить глубоководные аппараты на воду.
Как сообщал “МК” ранее, на барже был установлен привезенный из Владивостока мощный кран грузоподъемностью 100 тонн. Он-то и доставлял много хлопот специалистам, обслуживающим “Миры”. Стрела у крана оказалась в пять раз длиннее, чем у спуско-подъемного устройства, установленного на родном для “Миров” научно-исследовательском судне “Академик Мстислав Келдыш”. При сильном ветре глубоководный аппарат, подцепленный краном на тросе, раскачивало, как неуправляемый маятник. И ЧП не заставило себя ждать.
В 12.27 по местному времени сильным порывом ветра “Мир-2” ударило о борт баржи, на которой базируется экспедиция. Водолазы пытались оттащить “Мир” с помощью буксира, но удержать 18-тонный стальной шарик было не просто.
В результате удара правый подруливающий двигатель аппарата сильно погнулся. Это очень важная часть механизма “Мира”. Два небольших маневренных винта по бокам его корпуса позволяют менять глубину или разворачиваться на месте.
Команда из инженеров, механиков и матросов палубной команды пыталась поднять аппарат на борт. Только спустя час “Мир-2” был водружен на палубу “Метрополии”.
Руководитель проекта Артур Чилингаров сравнил суровый Байкал с Северным Ледовитым океаном, на дно которого глубоководные аппараты погружались год назад. И так как “Мир-2” нуждался в срочном ремонте, решено было возвратить баржу с экспедицией в бурятский порт Турка. Планируется, что замена двигателя займет не больше суток, после чего подводная одиссея российских ученых будет продолжена.
Владимир ГРУЗДЕВ, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (“Единая Россия”), рассказал “МК” о своих впечатлениях от погружения.
Напомним, что в августе 2007-го в составе экипажа батискафа “Мир-1” Владимир Сергеевич совершил погружение на глубину 4261 м в точке Северного полюса — за проявленное мужество в экстремальных условиях при проведении Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции он награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” III степени. А 29 июля в составе экипажа “Мир-2” (вместе с пилотом Евгением Черняевым и директором Байкальского института природопользования Академии наук РФ Арнольдом Тулохоновым) г-н Груздев совершил погружение на дно озера Байкал в районе между мысами Ижимей и Ухан.
— Были тяжелые погодные условия: болтанка, волна 1,5 метра. Байкал как будто не пускал, — говорит Владимир Сергеевич. — Но до дна дошли достаточно быстро, за полтора часа, и больше двух часов работали на глубине 1592 м. Озеро живое, много планктона, рыбы. И вода очень светлая, прозрачная даже на глубине.
Это основной природный ресурс Байкала. Мы все попробовали, на дне чистейшая и вкусная питьевая вода. Ее соленость составляет всего 0,0008% (а в среднем соленость Мирового океана 32—35%0). Это наше национальное достояние — 21% мировых запасов питьевой воды находится в озере Байкал. А через 50 лет питьевая вода будет стоить дороже, чем нефть и газ, поэтому для нас очень важно сохранить сейчас национальную жемчужину России.
Мы планируем провести 30 парных погружений в этом году и 50 парных погружений в следующем. Так что рекорд, конечно, будет, хотя это не самоцель. Цель — начать серьезный научный мониторинг озера. Чтобы на основании этих данных могли приниматься взвешенные политические решения.
На дне Байкала лежит “золото Колчака”?