На Байкале — ЧП “мирового” масштаба

Экспедиция прервана: спецкор “МК” узнал причину аварии батискафа

Стартовавшая недавно международная научно-исследовательская экспедиция “Миры” на Байкале” вынуждена была прервать свою работу. В сильную непогоду глубоководный аппарат, пилотируемый опытнейшим пилотом Евгением Черняевым, ударился о борт баржи “Метрополия”.

Погода на Байкале меняется несколько раз на дню. 30 июля утром исследователей встретило лишь небольшое волнение на озере, а через два часа налетел шквалистый юго-западный ветер култук, который хорошо известен местным рыбакам. Порывы его то стихали, то снова усиливались. Несмотря на трехбалльный шторм, решено было погрузить глубоководные аппараты на воду.

Как сообщал “МК” ранее, на барже был установлен привезенный из Владивостока мощный кран грузоподъемностью 100 тонн. Он-то и доставлял много хлопот специалистам, обслуживающим “Миры”. Стрела у крана оказалась в пять раз длиннее, чем у спуско-подъемного устройства, установленного на родном для “Миров” научно-исследовательском судне “Академик Мстислав Келдыш”. При сильном ветре глубоководный аппарат, подцепленный краном на тросе, раскачивало, как неуправляемый маятник. И ЧП не заставило себя ждать.

В 12.27 по местному времени сильным порывом ветра “Мир-2” ударило о борт баржи, на которой базируется экспедиция. Водолазы пытались оттащить “Мир” с помощью буксира, но удержать 18-тонный стальной шарик было не просто.

В результате удара правый подруливающий двигатель аппарата сильно погнулся. Это очень важная часть механизма “Мира”. Два небольших маневренных винта по бокам его корпуса позволяют менять глубину или разворачиваться на месте.

Команда из инженеров, механиков и матросов палубной команды пыталась поднять аппарат на борт. Только спустя час “Мир-2” был водружен на палубу “Метрополии”.

Руководитель проекта Артур Чилингаров сравнил суровый Байкал с Северным Ледовитым океаном, на дно которого глубоководные аппараты погружались год назад. И так как “Мир-2” нуждался в срочном ремонте, решено было возвратить баржу с экспедицией в бурятский порт Турка. Планируется, что замена двигателя займет не больше суток, после чего подводная одиссея российских ученых будет продолжена.

Светлана САМОДЕЛОВА.

Владимир ГРУЗДЕВ, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (“Единая Россия”), рассказал “МК” о своих впечатлениях от погружения.

Напомним, что в августе 2007-го в составе экипажа батискафа “Мир-1” Владимир Сергеевич совершил погружение на глубину 4261 м в точке Северного полюса — за проявленное мужество в экстремальных условиях при проведении Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции он награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” III степени. А 29 июля в составе экипажа “Мир-2” (вместе с пилотом Евгением Черняевым и директором Байкальского института природопользования Академии наук РФ Арнольдом Тулохоновым) г-н Груздев совершил погружение на дно озера Байкал в районе между мысами Ижимей и Ухан.

— Были тяжелые погодные условия: болтанка, волна 1,5 метра. Байкал как будто не пускал, — говорит Владимир Сергеевич. — Но до дна дошли достаточно быстро, за полтора часа, и больше двух часов работали на глубине 1592 м. Озеро живое, много планктона, рыбы. И вода очень светлая, прозрачная даже на глубине.

Это основной природный ресурс Байкала. Мы все попробовали, на дне чистейшая и вкусная питьевая вода. Ее соленость составляет всего 0,0008% (а в среднем соленость Мирового океана 32—35%0). Это наше национальное достояние — 21% мировых запасов питьевой воды находится в озере Байкал. А через 50 лет питьевая вода будет стоить дороже, чем нефть и газ, поэтому для нас очень важно сохранить сейчас национальную жемчужину России.

Мы планируем провести 30 парных погружений в этом году и 50 парных погружений в следующем. Так что рекорд, конечно, будет, хотя это не самоцель. Цель — начать серьезный научный мониторинг озера. Чтобы на основании этих данных могли приниматься взвешенные политические решения.

На дне Байкала лежит “золото Колчака”?


Известно немало природных загадок Байкальского озера. Но в глубине его скрываются и иные тайны — “рукотворные”. “МК” выяснил, что именно может нащупать “Мир” на дне пресного моря. И даже составил карту сокровищ, которые прячет Байкал-батюшка.

— За последние 150—200 лет на дно “самого чистого озера в мире” ушло много всякого добра: повозки, вагоны, пароходы, автомобили, — рассказывает знаток истории техники Вениамин Кропоткин. — Например, в 1900 году в районе станции Байкал с палубы ледокола-парома, курсировавшего на трассе Сибирской железнодорожной магистрали между восточным и западным берегом озера, рухнули в воду четыре вагона с винтовками и пулеметами. Другой “железнодорожный сувенир” покоится под водой в районе прибрежного поселка Танхой. Здесь в 1933 году огромные ледяные валы, наползая на железнодорожное полотно, опрокинули в озеро целый товарный состав вместе с паровозом.

При тщательном обследовании байкальского дна могут быть обнаружены и следы некоторых кораблекрушений. Одна из наиболее ценных “добыч” озера — огромный (около 100 метров в длину) ледокол “Байкал”, расстрелянный белочехами в 1918 г. Судьба останков этого гиганта доподлинно неизвестна.

— Некоторые объекты, затонувшие на небольшой глубине, уже пытались обследовать аквалангисты. На дне в районе поселка Листвянка удалось обнаружить, например, старинную пушку длиной более 1,5 метра.
Немало легенд ходит и вокруг сокровищ, якобы скрывающихся в глубине байкальских вод.

— Ну почему же “якобы”? — не согласился с такой формулировкой следопыт-кладоискатель Сергей Надеждин.

— О некоторых случаях, когда на дно озера уходили деньги и прочие ценности, известно из документов. Вот, скажем, в декабре 1866 года в прибрежное село Култук пришел “денежный обоз”, который следовал в пограничную Кяхту. Семь конных повозок были гружены кожаными мешками по тысяче серебряных рублей в каждом. Начальник обоза, несмотря на скверную погоду и предупреждения местных жителей, велел выезжать на зимник. Однако из-за припозднившейся зимы лед еще не окреп, и головная тройка, преодолев по озеру несколько сот метров, провалилась. Остальные завернули к берегу. Так до сих пор несколько пудов серебра и лежат на дне.

Возможно, Байкал “взял на хранение” и некоторую долю легендарного “золота Колчака”. Суровой зимой 1919—20-х годов войска белого адмирала вынуждены были отступать под ударами Красной Армии на восток, к Маньчжурии. Часть золотого запаса России, захваченного в свое время колчаковцами, к тому времени уже была расхищена, однако кое-что белогвардейцы еще пытались сохранить. На пути оказались ледяные просторы Байкала. Решили пробиваться напрямик. Перед началом прорыва золотые монеты и слитки были розданы в заплечные мешки, в сани самых надежных офицеров. Хотя ледовый бросок через Байкал был невелик по протяженности — всего-то около 30 километров, однако сильный ветер и мороз под 60 градусов сделали свое дело: большинство белогвардейцев так и остались на льду замерзшими насмерть. А весной трупы вместе с золотой поклажей ушли на дно.

— В 1970-е годы, я знаю, была проведена на Байкале специальная экспедиция с использованием самой современной по тем временам глубоководной техники. Ее участникам удалось запеленговать на глубине около 1000 метров золотой слиток — такой, какие хранились в императорской казне. Однако поднять его со дна оказалось невозможно. Дальнейшие работы решили тогда не проводить. Искать эту часть “золота Колчака” нужно на огромных подводных пространствах.

Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру