Умная, активная, плодовитая, запасливая…
Распространяет опасные болезни, уничтожает и портит пищевые продукты, может стать причиной выхода из строя телефонных и компьютерных сетей…
Это все о ней, о крысе.
С началом теплых дней зубастые твари значительно активнее “выходят на тропу войны”. Чтобы разобраться
с крысиными проблемами, корреспондент “МК” отправился в Московский городской центр дезинфекции.
Синантропы. Таким мудреным термином специалисты-ученые обозначают московских крыс и мышей: это животные, приспособившиеся постоянно обитать рядом с человеком, получая в его жилище дармовые еду, питье, тепло, укрытие. А в знак “благодарности” серые бестии нам “дарят” кучу всяких неприятностей. Едва ли не главная из них — распространение опасных эпидемиологических болезней: туляремии, лептоспироза, чумы, геморрагической лихорадки…
— Хоть крыса и символ наступившего 2008-го, но лучше все-таки от нее держаться на расстоянии, — предупреждает главный специалист центра Людмила Румянцева. — Этот зверек не проявляет агрессии лишь до определенной поры…
КСТАТИ
Портрет героя. Серая московская крыса: длина туловища — 20—25 см; длина хвоста — 15—20 см; вес — 300—500 г; продолжительность жизни — 2—3 года. Бегает со скоростью до 10 км/час, прыгает в высоту до 80 см (известен рекорд — почти на 2 метра!), очень хорошо плавает. В возрасте 3—4 месяцев самка уже способна производить потомство, за год дает 4—8 пометов по 6—12 крысят в каждом.
Полкрысы на 1000 “квадратов”
Война с грызунами — дератизация — длится уже много веков. С переменным успехом. Сейчас серые на многих фронтах явно одерживают победу. Подтверждение тому — строки из постановления №27 Главного государственного санитарного врача РФ, подписанного в августе 2006 года. В нем Геннадий Онищенко констатирует, что в стране сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, одной из причин которой “является резкий рост численности синантропных грызунов”. В 2005 году по вине крыс и мышей произошел явный всплеск туляремии: заболеваемость возросла в 6,8 раза.
“Установлено, что грызуны приобретают эпидемиологическое значение в распространении инфекционных болезней в случае, если их численность превышает 0,5 особи на 1000 квадратных метров площади. …В настоящее время численность грызунов значительно превышает эпидемиологический приемлемый показатель. В Санкт-Петербурге численность грызунов составляет 1,7 на 1000 кв. м, в портовых городах Краснодарского края — 7,5, в других городах края — 1,3... в городах Еврейской АО — от 16,0 до 8,0…”
— Сколько крыс имеют сейчас “столичную прописку”? — интересуюсь у Людмилы Румянцевой.
— Таких подсчетов уже давно не делали. Наш центр весной и осенью проводит контрольный отлов грызунов на незастроенных территориях в разных районах города, и эти проверки показывают, что за последние три года плотность крысиного населения здесь увеличилась. Но для зданий, значительная часть которых теперь является частной собственностью, подобной статистики нет: владельцы домов и предприятий просто не сообщают данные о наличии у них в помещениях мышей и крыс. А вот что касается крысиных нападений, могу дать вам конкретную информацию: за прошлый год лечебными учреждениями в Москве зарегистрировано свыше 350 случаев покусов грызунами.
В действительности укушенных может быть и больше. Некоторые люди, которых “поцеловала” зубастая зверушка, считают это пустяком: помажь ранку йодом, и все пройдет! Однако специалисты предупреждают: при укусе грызуна возможна передача инфекции, поэтому нужно обязательно обращаться к медикам.
Неподалеку от китайского города Гуанчжоу находится ресторан “Фа Хуян”, прославившийся тем, что здесь посетители могут отведать блюда из крысиного мяса. В меню — отварная крыса с чесноком, крысиный суп, плов из крысы, “крыса в горшке”… Знатоки предмета утверждают, что крысятина не только вкусна, но и очень полезна для человеческого организма. В частности, ее регулярное употребление якобы способствует росту и укреплению волос.
Война по закону
В современном арсенале борцов с крысами — два “тактических” приема: профилактические и истребительные работы. Для высокоразвитых стран преобладающее значение имеет именно профилактика, создание грызунам совершенно некомфортных условий обитания в городах и поселках. У нас с этим пока проблема — даже в столице. Хотя здесь и существует “антикрысиный закон”: распоряжение мэра №667, согласно которому владельцы каждого здания обязаны заключать договор на проведение регулярных дератизационных работ (в некоторых других городах страны подобные требования вовсе отсутствуют). Но одно дело — “бумажные строгости”, другое — реальная жизнь. К услугам московских крыс и мышей — помойки, свалки, захламленные подвалы, давно не ремонтированные дома старой постройки, где так удобно серой братии устраивать свои обиталища и активно размножаться.
— Туда хоть тоннами крысиную отраву привози — все равно грызунов истребить не удастся! — уверена Людмила Румянцева.
Впрочем, по поводу этой самой отравы и ее применения у специалистов МГЦД существует немало вопросов. Миновали времена, когда в городе существовала единая государственная эпидемиологическая служба, которая строго обеспечивала принцип сплошной дератизации и проводила раз в месяц обязательные проверки всех зданий. С начала 1990-х годов борьба с грызунами переведена на “рыночные рельсы”. Сейчас в Москве работает более 200 частных компаний, занимающихся дератизацией. Нередки случаи, когда одно здание, в котором расположены многочисленные заведения и организации, находится под опекой сразу нескольких дезинфекционных фирм. И каждая из них действует по собственному плану. В итоге мышки-крыски на время такой “локальной” дератизации просто перебираются из одних помещений в другие без всякого ущерба для собственного здоровья.
— Вдобавок этот род деятельности по нынешним законам даже не должен лицензироваться! Какого уровня специалисты выезжают на обработку помещений к заказчику, какую химию и насколько правильно они применяют — непонятно. Может оказаться, что в дератизаторы взяли, желая сэкономить на зарплате, человека прямо с улицы. Да и препараты далеко не всегда используют хорошие. Тут ведь действуют законы рынка: заказчик работ ищет исполнителя подешевле, а тот, предлагая демпинговые расценки, естественно, применяет то, за что придется меньше платить. В лучшем случае крыс-мышей после такой санобработки в доме практически не убавится, а в худшем — возникает угроза для здоровья самих обитателей здания.
— Может быть, тогда уж лучше самостоятельно вести борьбу с нашествием хвостатых?
— Для этого в продаже есть специальные препараты, прошедшие экспертизу, доказавшую, что они безопасны для человека и домашних животных. А вот покупать “суперэффективные средства” у какого-нибудь “коробейника”, торгующего возле метро или рынка, ни в коем случае нельзя. Кроме того, следует учитывать, что от дератизации, проведенной лишь в нескольких помещениях многоквартирного дома, будет мало толку: уже вскоре к вам пожалуют непрошеные хвостатые гости от соседей.
— А без ядов, значит, никак не обойтись?
— Полное уничтожение крыс в городе даже самыми эффективными ядами невозможно. Эти грызуны обладают способностью постепенно привыкать к конкретным ядам. Кроме того, в них природой заложен “компенсационный механизм”: чем больше погибает сородичей, тем выше активность оставшихся крыс — у них раньше наступает половая зрелость, больше рождается детенышей…
Уже давно пробуют отпугивать грызунов с помощью электронных устройств. Лет 15 назад появились, например, специальные ультразвуковые установки, но вскоре выяснилось, что их действие опасно для здоровья людей… Кроме того, хитрющие крысы быстро научились определять зону, куда направлено излучение, и попросту обходили ее стороной, а порой особо нахальные особы и вовсе усаживались сверху прямо на коробку излучателя!
Разработана и сейчас широко используется так называемая охранно-защитная дератизационная система. Вдоль порогов дверей и в других местах, где могут пробегать крысы, укладываются провода, и когда зверек на них наступает, его шарахает высокочастотным импульсным разрядом, который угнетающе действует на психику животного. Грызуны от такой напасти уходят прочь, но ведь не поставишь же подобные “невидимые шлагбаумы” у каждого крысиного лаза, особенно если помещение давно не ремонтировалось и в его стенах-полах полно дырок и трещин!
КСТАТИ
Издавна на Руси производили “дезинфекционные работы” при помощи колокольного звона: во время эпидемий в городах специально начинали звонить одновременно во всех церквах. Современные научные исследования показали, что звучание колоколов действительно помогает при такой ситуации: в нем присутствуют инфра- и ультразвуковые частоты, которые угнетающе действуют на мозг переносчиков инфекции — крыс. После каждой “колоколотерапии” хвостатые спешили покинуть город, в результате чего эпидемия там могла резко пойти на спад.
Она не прочь выпить