Значит, так: берешь бутылку и — р-раз! — ножом по горлышку… Нет, речь идет вовсе не о выходках загулявшего алкоголика. Описываемый процесс — вполне созидательный. Только уж очень необычный. Московский пенсионер Виктор Ракчеев приспособился использовать бросовую пластиковую тару для создания нарядных ковров.
Если не знать секретов ракчеевского “ноу-хау”, с трех метров и не поймешь, из чего выполнено чудо-панно. Узоры образованы какими-то разноцветными кружочками, и лишь подойдя совсем близко, замечаешь на некоторых из них столь знакомые фирменные обозначения всяких-разных квасов, газировок и пива.
— Да это же крышечки от бутылок! Сколько их понадобилось?
— Размеры этого ковра 220х220 сантиметров, — тут же выдал справочные данные Виктор Сергеевич. — Он весит около 40 килограммов и состоит из 4500 бутылочных крышек. Каркас ковра собран из бутылочных горлышек. На каждой пластиковой бутылке чуть пониже ее резьбовой части есть ребро-“фартучек”, вот как раз под ним и отрезаю. А соединять горлышки очень удобно, спаивая их при помощи обыкновенного паяльника. Только еще для большей надежности крепления приходится вставлять в место стыка кусок тонкой проволоки. В итоге получается каркас из множества горлышек, и уже на них я накручиваю разноцветные крышки, подбирая определенный рисунок. При желании потом можно эти кругляши переставить местами и создать совершенно иной узор. Вот такой ковер-трансформер!
— А сколько ушло времени на его изготовление?
— Почти два с половиной года потратил, — отрабатывал сборку каркаса, паял его, расчерчивал на бумаге геометрию рисунка узоров... Очень долго пришлось заниматься сбором необходимого материала. Бутылки с крышечками нужного цвета я подбирал прямо на улице, ходил по дворам, по свалкам… Прохожие, которые это видели, наверное, принимали меня за какого-нибудь бомжа.
Необычную “бутылочную” технологию Ракчеев придумал пять лет назад.
— По специальности я строитель-конструктор, — рассказывает он, — долгие годы работал в НИИ. В 2001 году меня частично парализовало, и пришлось уходить на пенсию. Однако сидеть без дела очень не хотелось, вот я и дал волю рукам, занявшись разными домашними поделками. После курса лечения врачи велели побольше ходить, чтобы разрабатывать пострадавшую ногу. Во время прогулок обратил внимание, что вокруг валяется множество выброшенных пластиковых бутылок с разноцветными крышками, и вдруг сообразил: да это же отличный материал для творчества! Вот так дело и дошло до появления ковров-трансформеров…
Виктор Сергеевич создает свои художественные произведения и из других материалов, подобранных на улице. Лозунг этого мастера: “Мусор — в дело!”
— Я сделал уже для дома декоративные панно, рисунок которых набран из одноразовых зажигалок, из алюминиевых баночек из-под пива…
Столь необычное творчество практически не требует материальных затрат. По признанию Ракчеева, единственная статья расходов в его работе — покупка стирального порошка для мытья принесенных с улицы “поделочных материалов”.